Японская Yamaha — один из первых брендов, который серийно начал выпускать снегоходы. Первый — Yamaha SL350 — появился еще в 1968 году. Несмотря на то, что потом компания уступила этот рынок другим производителям, она до сих пор выпускает небольшой ассортимент моделей.
Мы подготовили обзор японских снегоходов от этого бренда, а для объективности кратко сравнили их с моделями Polaris (США) и «Русской Механики» (Россия). Снегоходы Polaris считаются одними из топовых в индустрии, а «Русская Механика» — один из самых бюджетных брендов. А значит, обзор будет интересен и тем, кто ищет лучшую технику за свои деньги, и тем, кому важен доступный прайс.
Утилитарные и многоцелевые
Представлены двумя двухместными моделями: более доступным VK540V и более мощным (ну и дорогим: цена выше в полтора раза) VK Professional II EPS.
VK540V — настоящая легенда: это пятое (на это указывает буква V в конце) поколение снегоходов «Викинг», представленное в 2016 году. А первые «Викинги» появились больше 30 лет назад.
Современный VK540V — это экономичный (с 535-кубовым мотором-двухтактником мощностью 46 л.с.), простой и надежный снегоход с WT-гусеницей (3923х500 мм) грунтозацепом 38 мм, нерегулируемой лыжной колеей в 960 мм и телескопической подвеской. Оснащается широким и высоким ветровым стеклом, отлично защищающим райдеров от встречного ветра, и небольшой грузовой площадкой за пассажирской спинкой.
Вторая модель — обновленная в 2018 году версия того же «Викинга», получившая такие улучшения:
- электроусилитель руля;
- рычажная подвеска вместо телескопической (что сделало снегоход более резким в управлении);
- более мощный двигатель — литрового объема, с жидкостным охлаждением вместо воздушного, и выдающий уже 125.5 л.с.
За счет более мощного двигателя VK Professional II EPS лучше подходит для сложных маршрутов и перевозок большего количества груза. В остальном обе модели заслуживают уважения: они просты в устройстве, ремонтопригодны, давно продаются в нашей стране и подходят для наших климатических условий.
Похожие, но более дешёвые модели — это утилитарники «Русской Механики», «Тайга Патруль» и «Тайга Варяг». В каждой линейке есть по три модели с телескопической передней подвеской и межлыжной колеей от 90 до 96 см. Все «Варяги» имеют 500-миллиметровые гусеницы, все «Патрули» — 600-миллиметровые (а значит они наиболее устойчивы на глубоком снегу и при резких поворотах). Также модели двухместные, с грузовой площадкой сзади, высоким ветровым стеклом и грунтозацепом до 30 мм.
Самая дешевая модель — «Тайга Варяг 500» — имеет мощность в 43 л.с. и трак длиной 3937 мм. То есть почти то же самое, что и VK540V, только в 2.5 (!) раза дешевле: за «Варяг» в 2021 году просят 375 тысяч, а за «Ямаху» — почти 900 тысяч. Топовый же «Патруль» имеет мощность в 60 л.с. и ту же длину гусеницы. Он не такой мощный, как VK Professional II EPS, но утилитарнику 125 «лошадей» иметь и не обязательно. А вот ширина гусеницы у японца меньше: 500 мм против 600 мм — что хуже сказывается на проходимости. Ну и разница в цене почти в два раза: Patrul 800 SWT стоит 613 тысяч (на момент 2021 года), а за японский снегоход придется отдать больше 1.4 млн рублей.
Спортивные
Самым мощным серийным снегоходом в мире сейчас является Arctic Cat ZR 9000 Thundercat: его двигатель выдаёт красивый показатель ровно в 200 «лошадей».
К чему он в нашем обзоре? К тому, что мощный мотор инженеры Arctic Cat получили именно у Yamaha, «выменяв» его на разработку шасси.
В 2018 году японцы начали выпускать спортивную линейку Sidewinder, для которых и были созданы двигатели-рекордсмены. Сейчас в нее входят две одноместные 182-сильные модели:
- Sidewinder B-TX LE 153;
- Sidewinder X-TX SE 141.
Как получилось, что у Arctic Cat стоит тот же двигатель от Yamaha, но выдающий 200 л.с.? Просто японцы выпустили свои Sidewinder первыми. Чтобы обогнать конкурентов, инженеры AC просто увеличили давление турбонаддува — и получили большее число «лошадей».
Двигатели у обоих Sidewinder четырехтактные, с турбонаддувом и клиноременным вариатором Ultramatic (это проверенная и давно существующая система, которая ставится и на квадроциклы Yamaha).
Отличия между моделями — в следующих параметрах:
- характеристики гусениц: 3886 мм длины и грунтозацеп 57 мм у B-TX и 3581 мм длины и зацеп 41 мм у X-TX;
- комплектация: у B-TX есть усиленные подножки, а у X-TX — регулируемая рулевая колонка (это только отличия, в остальном у обеих моделей есть полный набор современных полезностей — яркая LED-фара, электростартер, подогрев рукояток и цифровая приборка);
- подвески: на B-TX стоит более спортивная SRV-M New Spindle спереди и более длинная (394 мм хода) подвеска сзади, на у X-TX спереди стоит простая SRV-подвеска с более широкой лыжной колеей (от 106.7 до 109.2 м).
Ширина гусениц у обоих снегоходов одинаковая: 381 мм. Компоновка тоже общая: узкий тоннель, короткое спортивное сиденье и укороченный ветровой щиток. В целом оба Sidewinder идеальны для подготовленных укатанных трасс, чтобы пронестись по ним на полном газу или даже попрыгать — амортизаторы с большим ходом отлично справляются с неровностями и трамплинами.
Вообще на американском рынке комплектаций представлено больше — есть модели с другой длиной гусениц (от совсем коротких 129-дюймовых до 162-дюймовых, подходящих для горных склонов) и разными передними подвесками. Но к нам пока что доходит только эта пара.
Теперь сравним с конкурентами.
За свою историю Polaris выпустили немало снегоходов, в разные годы входящих в топ-10 самых быстрых. Они не занимали первых мест по мощности и скорости, но зато были более распространенными, и имели более доступный ценник — то есть, прокатиться на них могли больше людей.
Например: Polaris XC 600 Tripple аж 1997 года уже тогда — четверть века назад — выдавал 164 км/ч. Чуть позже был RMK 700 1999 года, разгонявшийся до 170 км/ч. Из более новых — есть RMK Assault 800 со 154-литровым мотором, способный выдавать под 180 км/ч. По характеристикам он сравним с Sidewinder: имеет длинные ходы подвесок (254 мм спереди и 406 мм сзади), широкую регулируемую лыжную колею (от 105.4 см до 110.5 см), узкое одноместное спортивное сиденье и 155-дюймовую гусеницу (3937 мм) шириной 381 мм и с грунтозацепом аж 66 мм. Только Assault намного меньше весит: 190 «сухих» кг против примерно 280 кг. А поскольку мы говорим о резких и быстрых снегоходах, меньший вес стоит записывать в плюсы.
Туристические
Вообще для несложных маршрутов и неспешных покатушек у Yamaha можно взять тот же проверенный «Викинг» — туристам-любителям его хватит с головой. Однако если хотите побольше комфорта, есть более презентабельный RS Venture TF. Впервые его предок увидел свет в 2005 году, с тех пор несколько раз обновлялся, но в каждом поколении упор делался на удобство водителя и пассажира.
Что мы имеем из основного: два места, у пассажира есть удобная спинка с боковой поддержкой и широкие ручки. Литровый двигатель выдает 125 «лошадей» — что более чем неплохо для «туриста».
Несмотря на нацеленность на премиум-сегмент и неслабый ценник, переваливший за 1.5 млн рублей, Yamaha RS Venture TF — транспорт капризный. Пока вы едете на нем по укатанной дороге, он будет радовать и вас, и пассажира отличной работой подвески, быстрым разгоном и скоростью под 120-150 км/ч. Но на глубокий пухлый снег лучше не съезжать: 380-миллиметровая гусеница с грунтозацепами в 32 мм для него совсем не предназначена.
Что можно присмотреть из похожего:
- У Polaris: модели Indy 550 и Titan 800, в комплектациях Adventure. Стоят они 900 тысяч и 1.4 млн соответственно — то есть, дешевле, чем японцы. Первый снегоход имеет экономичный 55-сильный мотор и гусеницу длиной 3937х381 мм с грунтозацепом в 40 мм. Конечно, он относится не к премиальной технике, но для большинства туристов разница в управляемости и комфорте все равно будет малозаметна. А вот Titan 800 Adventure переигрывает японца еще и по характеристикам: 154-сильный мотор, регулируемая лыжная колея (от 99.1 до 104.1 см), гусеница шириной 508 мм, увеличенный 53-литровый бензобак против 34.6-литрового у Yamaha — вот основные отличия в пользу Polaris.
- У «Русской Механики»: Frontier 1000. 72-сильный снегоход имеет более широкую и чуть более длинную, чем у японца, гусеницу (3968х500 мм), и ширину в 110 см между лыжами (вместо 108 у японца). А стоит практически в 2 раза дешевле: 750 тысяч против чуть более чем 1.5 млн рублей (в 2021 году).
Стоит ли покупать японские снегоходы
Yamaha — это надежный и проверенный десятилетиями бренд. Однако у его продукции тоже есть минусы.
Во-первых — не самый низкий прайс: есть альтернативы с более доступным ценником при примерно таких же параметрах. Во-вторых — японские снегоходы у нас не очень-то распространены: и самих моделей в продаже не так много, и официальные дилеры и сервисы встречаются не так часто. Поэтому любые поиски запчастей или вопросы по ремонту могут оказаться сложными.
Поэтому разумнее все-таки смотреть на снегоходы, которые более распространены на нашем рынке — они могут и стоить дешевле, и ремонтировать их будет проще.