Чтобы не промокнуть и не замерзнуть во время поездки, нужно три слоя одежды: термобелье, флис и костюм. И конечно, никуда без утепленных аксессуаров — шлема, перчаток и ботинок. Расскажем, как все это правильно подобрать.
Термобелье
Темробелье делают из разных материалов:
- Синтетика. Хорошо тянется, плотно облегает тело, быстро сохнет и стоит дешевле. Из минусов — хуже держит тепло. Термобелье из чистой синтетики или с ее преобладанием подходит для слабых морозов.
- Натуральные материалы: шерсть, хлопок. Дольше сохнут и дороже стоят, но лучше греют. Подходят для низкой активности.
- Смесовая ткань. Это сочетание синтетики и натуральных волокон. Термобелье из нее эластичное, быстро высыхает, хорошо отводит влагу. Идеальный вариант для сильного мороза и активной езды.
Кроме типа материала, важна его плотность — чем она выше, тем лучше термобелье сохраняет тепло. Плотность теплого термобелья начинается с 250 г/м². Все, что тоньше, рассчитано на теплую погоду и почти не согревает.
Нижнее белье
Термобелье можно надевать и на голое тело, но гигиеничнее носить его поверх нижнего белья. Оно тоже должно быть специальным — для езды на квадроцикле выпускают спортивные термошорты и термотрусы. Поскольку основную защиту от холода обеспечит термобелье и флис, термотрусы можно выбирать из любого материала и ориентироваться только на удобство.
Термоноски
В мороз не спасают даже теплые ботинки. Поэтому вместо обычных носков нужны термоноски: они более толстые, высокие и плотные. Как и термобелье, их нужно выбирать по плотности ткани. Носки плотностью 100 г/м² подойдут для теплой осени, а от 200 г/м² — для морозов.
Из прочих факторов важна только длина носков: чем они выше, тем лучше. В идеале носки должны подниматься над голенищем обуви.
Флисовый слой
Это синтетический материал с пушистым ворсом. Флис отводит влагу наружу, но сохраняет тепло. При выборе флиса тоже важна плотность: до 100 г/м² — для плюсовой температуры. От 300 г/м² — для сильных морозов.
Еще обратите внимание на воротник и молнию. Для холодов нужен высокий воротник, закрывающий шею.
Костюм
Наружная часть экипировки, которая тоже защищает райдера от ветра, холода и влаги. Костюм может быть слитный (комбинезон) или раздельный (куртка и штаны). Раздельный костюм удобнее надевать и снимать, а если куртка или штаны порвутся, дешевле заменить что-то одно. Зато в слитном костюме за пояс не сыплется снег и не задувает ветер. Поэтому для активной езды или сильных морозов лучше купить комбинезон.
При выборе костюма — хоть слитного, хоть раздельного — нужно обращать внимание на характеристики ткани и утеплителя, и на пошив, наличие и расположение элементов.
Начнем с характеристик. Хороший костюм должен:
- Отталкивать дождь, снег. Ткань с водонепроницаемостью 5 000 мм недолго выдержит слабый дождь. Водонепроницаемость от 5 000 до 8 000 мм подойдет, чтобы долго ездить под дождем, а от 8 000 мм не даст промокнуть в ливень или снегопад.
- Отталкивать грязь. У хороших костюмов наружный слой пропитан тефлоном. За счет этого вода и грязь не пропитывают ткань, а собираются в капли и скатываются.
- Отводить влагу от тела. Это свойство называется воздухопроницаемостью и указывается в граммах на м². Для спокойной поездки достаточно воздухопроницаемости до 5 000 г/м², а для экстрима понадобится больше 15 000 г/м².
- Согревать. Для этого у костюма есть слой утеплителя. Производители часто придумывают свои составы утеплителей и дают им уникальные названия, которые ни о чем не говорят даже опытным покупателям. Поэтому проще выбирать костюм по диапазону температур, который указал производитель.
Кроме общих характеристик, важны и дополнительные элементы костюма. У него должны быть вентиляционные клапаны на спине и молнии под мышками, капюшон, отстегивающаяся подкладка и регулируемые шнурки или манжеты на рукавах, воротнике и пояснице. Для любителей активной езды рекомендуется взять костюм с защитными вставками на локтевых и коленных сгибах.
Ботинки
Для быстрого прохвата по ближайшим лесным тропинкам можно обуть и мотокроссовые ботинки. А вот охотникам и туристам, которые долго едут, а потом идут пешком, понадобятся теплые ботинки с резиновой подошвой.
Вот что должно быть у хорошей обуви:
- Съемный вкладыш — чтобы его можно было достать и постирать. Такое есть в основном у дорогих моделей.
- Система быстрой шнуровки BOA или Quicklace. В них шнурок затягивается не вручную, а с помощью катушки — это позволяет обуваться прямо в перчатках. Альтернатива системам быстрой шнуровки — липучки или застежки.
- Защитные вставки в носке, пятке и на лодыжке. Но если вы планируете вставать с квадроцикла и долго ходить в этой же обуви, лучше взять модель без вставок.
- Водонепроницаемые швы. Дождь или растаявший снег могут просочиться через шов внутрь ботинка. Поэтому швов должно быть как можно меньше, а поверх них нужна влагоотталкивающая пропитка.
Зимнюю обувь обязательно нужно мерить, потому что из-за защитных вставок, плотной шнуровки и слоя утеплителя легко ошибиться с размером.
Перчатки
Лучше брать перчатки из синтетики, неопрена или мембранной ткани. Они не пропускают воду, мало весят, легко чистятся от грязи.
У хороших зимних перчаток должны быть:
- высокие манжеты с застежкой, которая плотно фиксирует перчатку, чтобы внутрь не попадали вода и снег;
- «дворник» — пластиковый или силиконовый скребок на указательном или большом пальце, чтобы протирать визор от снега или капель воды;
- нескользящая вставка на манжете — за нее можно потянуть, чтобы надеть перчатку. Это особенно важно для длинных и теплых моделей, которые сложно натягиваются.
Варежки подходят для долгой езды без прыжков и резких маневров. А если экстрим все же планируется, можно присмотреться к моделям с отдельным большим пальцем — в них удобнее управлять квадроциклом.
Шлем или маска
Цвет визора или маски выбирается под освещение. В пасмурную погоду, туман и сумерки нужен желтый, оранжевый медный визор. Для яркого солнца подойдет черный, бронзовый, коричневый визор.
В мороз стекло запотевает, это мешает обзору. Поэтому на зиму нужно выбирать либо визор с защитой от запотевания — это указано в характеристиках — либо шлем с подогревом. Если штатного подогрева нет, его можно купить и установить самостоятельно.
Подшлемник
Подшлемники делают из флиса, шерсти и синтетических материалов. Для коротких поездок и несильных морозов подойдет синтетический подшлемник, а для температуры от −20° лучше взять подшлемник из флиса и шерсти.
Самые легкие подшлемники оставляют лицо и шею открытыми. Для холодной погоды они не подходят: на осень и зиму лучше взять подшлемник, который полностью закрывает и шею. Самые теплые модели могут доходить до груди.
Модели, у которых нет вырезов для носа и рта, лучше не брать. На ткани в местах выдоха может появляться конденсат, который превратится в иней и будет холодить кожу.
Покупать подшлемник нужно только с примеркой. Некоторые модели шьются на круглую голову, другие — на узкую. Волосы тоже занимают место — если они у вас длинные, нужен подшлемник побольше.
Как утеплить квадроцикл
Даже толстый слой утеплителя может не согреть в долгой поездке. Поэтому кроме экипировки для морозов рекомендуется дооснастись квадроцикл. Можно установить:
- Обогревы — курка газа, рукояток руля, сиденья. Бедра и пальцы рук в поездке быстро замерзают. Замерзшие пальцы помешают управлять квадроциклом. А из-за замерзших бедер холод будет ощущаться сильнее. Обогрев курка стоит от 2 000 ₽, рукояток руля — от 5 000 ₽, сиденья — от 4 000 ₽.
- Ветровое стекло и защиту рук. Они отсекут встречный поток холодного воздуха. Ветровое стекло стоит от 5 000 ₽, защита рук — от 3 000 ₽.
- Муфты на руль. Они не снимаются, когда райдер встает с квадроцикла, а остаются на руле. Защитят от морозного ветра, холода и осадков. Тонкие муфты — без утеплителя или со слоем до 3 мм — подойдут для температуры около нуля. Слой утеплителя для мороза должен быть 3–5 мм или толще. Цена пары муфт начинается от 2 500 ₽.
Где купить экипировку и аксессуары
Одежда для поездок на квадроцикле и полезные аксессуары в наличии в салонах ATVARMOR. Также вы можете заказать всё онлайн — мы доставляем товары во все города России.