Независимо от того, планируете ли вы ездить на квадроцикле зимой или дожидаться тепла, квадроцикл нужно подготовить к зиме. Расскажем про оба варианта: как законсервировать квадроцикл на зимовку, и как подготовить его к езде в мороз.
Если кататься зимой
Главных задачи две — защитить узлы квадроцикла от низкой температуры и повысить проходимость на снегу. Часть пунктов нужно выполнить обязательно. Остальные можно пропустить, но с ними будет комфортнее.
Заменить технические жидкости
Масло в двигателе. В сезон квадроциклисты используют масла вязкостью 10W-40. Для зимы они не подходят, так как густеют в мороз, и стартер или аккумулятор не может провернуть коленвал. С таким маслом двигатель может не запуститься. А если и запустится, в первые секунды ему будет тяжело прокачивать вязкое масло по маслосистеме. В это время двигатель будет работать без смазки. Если такие запуски будут повторяться, можно повредить клин коленвала — потребуется дорогой ремонт.
Антифриз. У него есть своя температура замерзания. У разных марок она отличается: есть антифризы, которые замерзают уже при −15°. А если антифриз разбавляли водой или давно не меняли, он замерзнет и в более теплую погоду.
Антифриз нужно обязательно менять в таких случаях:
- неизвестно, какой антифриз залит сейчас;
- в систему охлаждения заливалась дистиллированная вода;
- залитый антифриз отслужил половину своего срока или больше;
- у залитого антифриза температура замерзания выше, чем средняя температура зимой в вашем регионе.
Новый антифриз нужно выбирать так, чтобы температура его замерзания была ниже, чем минимальная температура в вашем регионе. Если в среднем зимой −30 °C, то температура замерзания антифриза должна быть не выше −40 °C.
Проверить аккумулятор и проводку
В аккумуляторе есть жидкость — электролит. Она проводит ток. В мороз жидкость густеет, ток по ней проходит медленнее, поэтому аккумулятор медленнее заряжается и отдает ток потребителям. К тому же, зимой от аккумулятора запитываются дополнительные потребители: смартфон, обогревы, дополнительное освещение. Из-за этого аккумулятор может разрядиться посреди поездки. Чтобы этого не произошло, рекомендуется проверить его перед наступлением холодов.
Вот как проверить состояние аккумулятора:
- Устроить длительный заезд в теплую погоду.
- Подождать 1–2 часа.
- Снять аккумулятор.
- Проверить емкость и напряжение аккумулятора. Для этого нужен мультиметр. Самый простой прибор стоит от 500–1000 ₽. Показания мультиметра должны совпадать с теми, которые написаны на корпусе аккумулятора. Если они ниже, аккумулятор перед лучше заменить.
- Проверить уровень электролита. Если у аккумулятора есть окошко для проверки, и в нем видно, что уровень не минимальный — проверка окончена, электролит в порядке. Если окошка нет, нужно снять крышку и посветить внутрь фонариком. У большинства батарей есть индикаторные язычки, которые при нормальном уровне должны быть погружены в электролит. Если они видны — уровень недостаточный, и батарею лучше заменить.
- Осмотреть корпус аккумулятора. Если есть трещины на корпусе или подтеки электролита — батарею нужно заменить.
- Проверить проводку. Она защищена от влаги, но вода может попасть на контакты. Окисленные контакты увеличат расход энергии аккумулятора, и зимой он будет разряжаться быстрее. Поэтому если квадроцикл хотя бы раз за сезон погружался под воду по сиденье, нужно проверить все клеммы и зачистить их от отложений. Для зачистки подойдет любой спрей-очиститель контактов.
Во время морозов нужно проверять клеммы аккумулятора после каждой поездки, в которой квадроцикл погружался под воду по сиденье. Если появился налет — счищать его сразу.
Чтобы не остаться без аккумулятора вдали от цивилизации, можно купить пуско-зарядное устройство (ПЗУ). Оно запустит севший аккумулятор. Простое устройство стоит около 3000 ₽.
Проверить и подготовить покрышки
Ездить на изношенной резине плохо: выше шанс, что колесо забуксует, проскользит или закопается. Замена нужна в таких случаях:
- Истекает срок годности покрышки. Старая резина теряет эластичность, из-за чего колесо скользит даже по ровной земле. Дату изготовления покрышки наносят на боковую сторону, обычно в виде четырех цифр. Первые две — номер недели в году, последние две — год. Например, 1421 означает, что покрышку выпустили в апреле 2021 года. Срок годности зависит от покрышки, его можно уточнить на сайте производителя.
- Протектор изношен. Это можно узнать по индикатору износа — цветовому значку, надписи или резиновому выступу. Если они стерты, резину нужно менять.
Чтобы ездить по льду и укатанному снегу, резину нужно шиповать. Заводские шипованные покрышки для квадроциклов почти не выпускают, исключение — редкая в России модель ITP TundraCross. Поэтому лучше шиповать свою резину. Это можно сделать на СТО или самостоятельно — комплект шипов и ключ для их установки обойдутся в 12 000 ₽ – 40 000 ₽.
Еще вместо шипов можно использовать цепи противоскольжения — быстро надеть их перед скользким участком, а после снять. Цепи не портят резину, поэтому ее не придется менять после зимы. Комплект цепей для четырех колес стоит около 8 000 ₽ – 15 000 ₽.
Установить обогревы
По желанию
Обогревы выручат, если зимы в регионе холодные и снежные. В таких случаях даже костюм и перчатки с толстым слоем утеплителя не спасут: если мало двигаться, все равно можно замерзнуть.
Вот какие обогревы можно установить:
- рукояток руля — от 5 000 ₽ за комплект;
- курка газа — от 4 000 ₽. Часто обогрев курка продается в комплекте с обогревом рукояток, такой набор стоит от 6 500 ₽;
- сидений — от 7 000 ₽ за два места.
Все обогревы можно установить и подключить самостоятельно. Сложнее всего с обогревом сиденья: для установки придется снимать обивку. В мастерской за установку обогрева возьмут от 2 000 ₽.
Добавить освещение
По желанию
Зимой темнеет рано, да и днем освещение не всегда яркое. Вдобавок может пойти снег или выпасть туман. Дополнительное освещение поможет лучше видеть дорогу.
Также на корпус можно установить дополнительные габариты — тогда другие водители заметят квадроцикл издалека.
Установить ветровое стекло и защиту рук
По желанию
Они будут отсекать встречный поток морозного ветра и снега. Это особенно актуально, если у квадроцикла нет обогревов рукояток руля.
Снять защиту днища
По желанию
На защите днища будет собираться снег. Если квадроцикл хранится в помещении с плюсовой температурой, между поездками этот снег растает, а в следующий заезд вода снова замерзнет. В итоге на защите нарастет ледяная глыба. Если зацепиться ею за незамеченное под снегом препятствие, можно повредить рычаги подвески или рулевые тяги.
Поэтому на зиму защиту с днища и подвески нужно снять. После этого придется осторожно ездить по сугробам, а по возможности вообще их объезжать.
Если не кататься зимой
За зиму квадроцикл может обрасти грязью, покрыться ржавчиной и продавить резину. Если хранить его в помещении, где температура опускается ниже нуля, нужно провести подготовку по всем пунктам ниже.
Помыть и высушить
Если оставить немытый квадроцикл на зимовку, грязь затвердеет. Во время поездки в следующий сезон затвердевшие комья грязи начнут отрываться. Они могут повредить рычаг подвески или рулевые тяги. Поэтому перед консервацией квадроцикл нужно помыть, в том числе снизу, и высушить.
Закрасить сколы на металле
Во время перепада температур на металле конденсируется вода. Если на металлических деталях есть сколы, за зиму они могут покрыться ржавчиной.
Поэтому после мойки и сушки нужно осмотреть квадроцикл и закрасить все сколы на металле. Если искать сколы не хочется, металлические поверхности можно протереть промасленной ветошью — масляный слой защитит от ржавчины.
Выбрать место зимовки
Ччтобы защитить квадроцикл от угонщиков, на месте зимовки должен быть надежный замок, сигнализация, видеонаблюдение и сторож.
Для зимовки подойдут:
- Гараж. Если он свой, то в пол или стену можно вмуровать железную скобу и приковать квадроцикл цепью. Это не позволит угонщикам справиться тихо и быстро.
- Закрытый охраняемый паркинг или стоянка.
- Дачный или коттеджный участок. Квадроцикл можно загнать в сам дом или хозяйственную постройку, если там есть место.
- Салон мототехники. Хранение стоит 3 000 ₽ – 5 000 ₽ в месяц.
- Ячейка на частном складе. Скорее всего, обойдется чуть дешевле, чем хранение в мотосалоне. Кроме квадроцикла, в ячейке можно хранить и другие вещи — например, экипировку.
Вывесить и спустить колеса
В мороз резина становится жестче, и от постоянного давления она может деформироваться. Чтобы этого не произошло, можно раз в пару недель перекатывать квадроцикл на полметра вперед, чтобы его вес не давил всю зиму на одно и то же место покрышки.
Но еще полезнее вывесить квадроцикл, чтобы все четыре колеса оказались над полом. Для этого нужно поднять его домкратом и поставить на деревянные чурки или на специальные стойки. Пара подставок стоит от 3 000 ₽.
Кроме вывешивания, рекомендуется снизить давление в колесах — до отметки чуть выше минимальной, указанной производителем. Давление воздуха в мороз выше,поэтому если камера будет накачана, давление на ниппель и на шину станет еще больше. В результате на резине могут появиться трещины, ниппель начнет пропускать воздух, и колесо будет спускать.
Подготовить бензобак
Если бак металлический, его нужно заполнить бензином. Так внутри не сконденсируется вода и бензобак не начнет ржаветь. Если бак пластиковый, на зиму можно оставить 1–2 л бензина, а остальной слить.
Заменить антифриз
Менять антифриз нужно, если:
- квадроцикл покупался с рук и вы не знаете, как давно меняли антифриз;
- срок годности перевалил за половину;
- антифриз не рассчитан на морозы, которые могут случиться в вашем регионе;
- в систему охлаждения доливалась дистиллированная вода.
В таких случаях антифриз может замерзнуть в более теплую погоду, чем указана в его характеристиках.
Снять аккумулятор
По желанию
При низкой температуре аккумулятор быстро разряжается, поэтому его лучше снять и унести в теплое сухое место. Разряженный аккумулятор придется заряжать пуско-зарядным устройством или снимать и заряжать в помещении.
Закрыть чехлом
По желанию
Если квадроцикл зимует на улице, чехол защитить его от снега и от внимания угонщиков. В помещении чехол тоже полезен — под ним не скапливается пыль и грязь. Цены на чехлы начинаются от 2 000 ₽.
Кратко
Если вы планируете ездить зимой, нужно обязательно заменить масло в двигателе, антифриз и старые покрышки. Еще нужно проверить аккумулятор нужно проверить, и если он плохо держит заряд — поменять батарею. Дополнительно можно установить обогревы руля, курка газа и сиденья, ветровое стекло, защиту рук и освещение.
Если не планируете ездить зимой, квадроцикл нужно правильно законсервировать: помыть, высушить, закрасить сколы на металле, вывесить колеса. А хранить его нужно в сухом и теплом помещении с вентиляцией.