В 2022 году российский рынок снегоходов сильно уменьшился — из продажи пропали почти все импортные модели. А тех «иностранцев», которые еще остаются в салонах, покупать нужно с оглядкой: с поиском запчастей и аксессуаров могут возникнуть проблемы.
Поэтому лучший выбор на зиму 2022-2023 — снегоходы тех производителей, которые официально продаются в России. Самый известный из них — Русская Механика. Этот бренд выпускает снегоходы уже больше полувека, а его техника известна тысячам российских снегоходчиков во всех регионах, вплоть до крайнего севера. Снегоходы РМ знамениты своей практичностью и надежностью — ведь их создают для самых суровых морозов.
Рассмотрим лучшие снегоходы Русской Механики.
Для простых задач: Tiksy 250 Люкс
Большинство снегоходов весят от 300 кг и комплектуются мощными двигателями с большим расходом. Но такая модель нужна не всем — для укатанных дорог рядом с цивилизацией лучше подойдет компактная и экономичная техника. Отличный пример — Tiksy 250 Люкс.
Это легкий одноместный снегоход с 20-сильным двигателем, рычажной подвеской и всем необходимым для комфорта. Он подходит для поездок на охоту, рыбалку, для развлекательной езды и даже для несложной работы: например, перевозки дров.
Мотор карбюраторный, с воздушным охлаждением, на 100 км потребляет около 15 л бензина. Емкость бензобака 28 л, так что полной заправки хватит чуть меньше чем на 200 км пробега.
Максимальная скорость снегохода — неплохие 60 км/ч. Поэтому Тикси 250 Люкс подходит и тем, кто хочет услышать свист в ушах и увидеть мелькающие деревья.
Передняя подвеска рычажная, с ходом 160 мм и лыжной колеей 875 мм. Задняя — склизовая многорычажная, с ходом 300 мм. Такого хода хватает, чтобы комфортно чувствовать себя на кочках. Гусеница размером 3170х380 мм с грунтозацепами 17.5 мм позволяет резво стартовать с места и быстро разгоняться. А за счет небольшой ширины трака и расстояния между лыжами можно резко поворачивать и легко маневрировать среди деревьев или огибать препятствия. Этому помогает и низко расположенное сиденье — центр тяжести находится близко к поверхности, поэтому на снегоходе удобно ездить как сидя, так и стоя.
В комплектацию входят широкое и высокое ветровое стекло, багажник, электро- и ручной стартеры, спидометр и одометр, фара, и обогревы ручек руля и газа. Буксировать можно до 120 кг, так что багажа можно взять много. Из передач есть только одна передняя и электронный реверс.
Самый практичный: Буран А
Модель идеально подходит, если в приоритете практичность, а бюджет ограничен. Она хороша для неспешных поездок, в том числе с тяжелым багажом.
Именно этот снегоход стал первым детищем Русской Механики еще в 70-е годы. Снегоход строится на широкой и крупной платформе, которая имеет фиксированную ширину от пассажирского места до заднего края. Отличается необычной компоновкой — вместо двух лыж и одной гусеницы у Буранов одна длинная и широкая лыжа и пара гусениц, по 380 мм каждая. Такое устройство делает Буран очень плавным в управлении. На нем не выполнить резкий поворот и не развернуться на маленьком пятачке, но утилитарной технике это и не нужно. Взамен модель получила отличную устойчивость и проходимость — за счет того, что вес распределяется по большой площади.
Мощность двигателя составляет 34 л.с. Он оснащен воздушным охлаждением и 28-литровым бензобаком, которого с запасом хватит на честные 100 км пробега.
Модель Буран А — короткобазная: общей длиной 2700 мм, без багажника сзади. Еще Русская Механика выпускает модели с длинной базой: 3100 мм, с открытым багажником сзади. Версия Буран А меньше стоит, меньше весит, и на ней проще разворачиваться в узком пространстве. Если же нужно взять больше груза — тогда лучше рассмотреть версию с длинной базой.
Изначально Буран разрабатывался именно как «рабочая лошадка», поэтому основной упор делается на грузоподъемность. У него есть фаркоп для крепления саней или волокуш, на которые можно грузить до 250 кг.
Из прочих преимуществ, кроме устойчивости и тяговитости — надежность, долговечность и ремонтопригодность: линейке Буран уже почти полвека, а значит, все ее узлы давно избавлены от возможных недостатков.
Лучший доступный утилитарник: Тайга Варяг
Тайга Варяг — линейка утилитарных снегоходов, которая выпускается с 2009 года. С тех пор ее успели полюбить российские снегоходчики во всех регионах — за простое устройство, плавный предсказуемый ход, ремонтопригодность и эффективность в сложной работе. Варяги хороши для перевозки грузов и объезда территории там, где не проехать на автомобиле.
У модели есть три модификации: 500, 550 V SE и 550 V. На всех установлены двухтактные двигатели с воздушным охлаждением, 500-миллиметровая гусеница (в длине и в грунтозацепах есть различия), телескопические подвески и бензобак объемом 40 л. Комплектация тоже одинаковая: высокое ветровое стекло, несъемное пассажирское место, багажник и фаркоп.
Большинству райдеров лучше всего подойдет средняя модель — 550 V SE. Ее возможностей с запасом хватит, чтобы проехать через сложные участки: глубокие сугробы, рыхлый снег, крутые склоны. Поэтому она хороша не только для близких вылазок, но и для дальних заездов с ночевкой.
У Тайги Варяг 550 V SE установлен двигатель мощностью 55 л.с. с двумя карбюраторами, и стартерами — ручным и электро-. В комплектацию входят обогревы ручек и курка газа и съемная пассажирская спинка.
Размеры гусеницы — 3937х500х22 мм. Крупный трак — главный плюс утилитарников: вес распределяется по большой площади. За счет этого снегоход не валится на бок в поворотах и на склонах, и не проваливается в сугробы. А за счет узкой лыжной колеи (900 мм) он может проезжать в узких местах.
Лучший для работы: Тайга Патруль SWT 800
Патруль — мощный снегоход со сверхширокой гусеницей. Он способен перевозить много груза, поэтому идеален для рабочих задач — доставки дров, стройматериалов, провизии или оборудования. Поэтому патрули популярны у охотников, рыболовов, егерей, оленеводов, нефтяников.
Линейка состоит из трех моделей: Tayga Patrul 550 SWT, Tayga Patrul 551 SWT и Tayga Patrul 800 SWT. Поскольку речь идет о самом вездеходном и тяговитом снегоходе, лучше всего брать топовую версию.
Главная особенность линейки — сверхширокая гусеница длиной 3937 мм и шириной 600 мм. Крупный трак хорош тем, что распределяет массу снегохода по большой площади. А значит, он не проваливатся в снег и устойчив на поворотах и склонах. В грунтозацепах есть различие: у двух младших Патрулей они 22-миллиметровые, у старшей — 30-миллиметровые. Чем больше грунтозацеп — тем проще снегоход идет по глубокому рыхлому снегу.
Спереди у Tayga Patrul 800 SWT установлена телескопическая система с колеей 960 мм и ходом 150 мм. Она хороша своей надежностью: все элементы спрятаны под прочный и толстый пластик. По сравнению с более маневренной и комфортной рычажной подвеской, «телескопы» не нагребают снег, и их не повредит незамеченное в сугробе препятствие. Также такая подвеска плавнее управляется — а значит, неопытному снегоходчику будет проще и быстрее привыкать к вождению.
Задняя подвеска с ходом 190 мм имеет регулировку. Она не раскачивается при быстрой езде и на поворотах, а еще комфортна на кочках и ухабах.
Двигатель Tayga Patrul 800 SWT имеет жидкостное охлаждение и мощность 60 л.с. В отличие от младших моделей, здесь стоит инжекторный мотор — он более надежный, долговечный, экономичный и устойчивый к изменениям температуры. Четыре такта вместо двух дают лучшую тягу на низких оборотах — а значит, снегоход эффективнее буксирует грузы и проезжает сложные участки.
Объемы бензобаков у всех моделей одинаковые: внушительные 55 л. Это больше, чем у большинства снегоходов любого класса — на одной заправке можно проехать больше 200 км.
В базовой комплектации есть все необходимое. Сиденье двухместное, пассажирское место имеет ручки и съемную спинку, но сама секция не снимается. Сзади есть глубокий огражденный багажник, а в дополнение для грузоперевозок — фаркоп. Буксировать Патруль может до полутонны груза — и это рекорд для серийных утилитарных снегоходов.
Лучший универсальный: RM Vector
RM Vector — первый снегоход Русской Механики, который позиционируется как туристический. Он комфортнее, чем утилитарники, поэтому хорош как для работы, так и для путешествий.
Модель построена на легкой алюминиевой платформе. Под туннелем удалось разместить сразу два крупных радиатора. Это позволяет кататься на неглубоком снегу и при температуре немногим ниже нуля — двигатель не будет перегреваться даже на малой скорости. Сам мотор сместили максимально низко и близко к водителю, чтобы создать отличную развесовку. В результате центр тяжести разместился очень удачно: к нему легко привыкнуть и понять, насколько нужно наклоняться в повороте, когда и насколько нужно привстать на подъеме или отклониться назад при спуске.
Приятно удивляет и дизайн — Vector смотрится современно. Если поставить его рядом с импортной техникой — вряд ли будет понятно, что это разработка отечественных дизайнеров, а не копия какого-то «иностранца».
В отличие от плавной телескопической подвески утилитарников, у Vector спереди стоит традиционная для «туристов» рычажная. Она имеет фиксированную колею 1100 мм и ход 225 мм. Большое расстояние между лыжами делает Vector стабильным в управлении: снегоход устойчиво держит направление. Но при этом рычажные подвески позволяют уверенно выполнять резкие маневры, быстро виляя между деревьями и другими препятствиями.
Ход задней подвески тоже по-туристически большой, чтобы комфортно было проезжать кочки: 385 мм. И передняя, и задняя подвески — регулируемые. Их можно подстроить под любые условия: как для быстрой езды по ровной дороге ради удовольствия, так и для медленной буксировки саней по глубокому снегу.
В комплектации есть стандартный набор всего необходимого: обогревы ручек и курка газа, пассажирское сиденье со спинкой и ручками, мощная фара, электростартер.
Несмотря на туристическое позиционирование, Vector способен буксировать до 250 кг груза. Чтобы взять побольше вещей, есть фаркоп для саней или волокуш и открытый багажник — его можно удлинить, если снять пассажирское кресло.
Vector доступен в двух версиях: Vector 551 и Vector 551i. У обеих двухтактные моторы с жидкостным охлаждением, ручным и электростартером, а бензобак вмещает 42 л. Максималка тоже одинаковая — 105 км/ч. Но у двигателей есть различия.
У i-версии установлен инжекторный 67-сильный двигатель. Инжектор точнее дозирует топливо, чем карбюратор, за счет чего расход выходит немного меньше. Еще инжекторные двигатели быстрее набирают обороты, реже ломаются и меньше подвержены перепадам температур — одинаково стабильно работают как при -5°, так и при -30°, и не нуждаются в перенастройке.
У модели Vector 551 установлен 60-сильный двигатель с карбюратором. Такая система проще устроена, а поэтому ее дешевле ремонтировать. И сама модель стоит меньше.
Мощный, быстрый и комфортный: RM Frontier
Frontier — новинка Русской Механики, поступила в продажу в 2021 году. Это самая мощная и комфортная модель производителя. Формально считается туристической, но имеет ярко выраженные утилитарные черты — а значит, вполне может использоваться и для перевозки грузов. Построена на базе вышедшего в 2013 году RM Vector, и это плюс: здесь не будет конструктивных недостатков, которыми грешат новинки.
Внешне модель ничем не уступает импортной технике. Короткий капот с широкой боковой ветрозащитой по форме напоминает пирамиду, внутри которой под рулем установлен двигатель. На короткую переднюю часть приходится около 40% общей массы. Вес двигателя сбалансирован, благодаря чему снегоход чутко управляется на склонах.
Рама выполнена из алюминиевого сплава — за счет этого она получилась легкой, но прочной. На тоннеле есть дополнительные ребра жесткости и перемычки, а форма заклепок напоминает авиационную — чтобы платформа устойчиво выдерживала вибрацию двигателя.
Двигатель модели 72-сильный, инжекторный, четырехтактный, с жидкостным охлаждением, запускается электростартером и питается из 42-литрового бензобака. По сравнению с двухтактниками, четырехтактный мотор расходует меньше топлива, тише работает, имеет отдельную систему смазки — а значит, не нужно смешивать масло с бензином. А еще он лучше тянет на низких оборотах, что особенно важно при буксировке, езде в горку и на сложных участках. Но при необходимости можно и притопить: максимальная скорость по техпаспорту — 110 км/ч.
Подвески RM Frontier полностью позаимствованы у Vector. Спереди стоит рычажная, с фиксированной широкой колеей 1100 мм и ходом 225 мм. Лыжи достаточно крупные, чтобы не зарываться в глубокий снег, но при этом не слишком широкие. Это значит, что снегоход сохраняет курсовую устойчивость и позволяет закладывать резкие повороты.
Задняя подвеска конструктивно во многом похожа на легендарную конструкцию Lynx PPS, придуманную еще в 80-х годах прошлого века. Она имеет прочную конструкцию и отрабатывает даже крупные кочки. Ход задней подвески — 385 мм, размеры гусеницы — 3968х500 мм. Широкий и длинный трак хорош на глубоком снегу — с ним снегоход не валится на бок и не закапывается. И задняя, и передняя подвески регулируются для разных условий и стиля езды.
Сиденья в меру мягкие, с обивкой из водоотталкивающей экокожи. Пассажирское место модульное, легко и быстро снимается, оставляя больше пространства для багажа. Рулевая колонка подстраивается под рост и посадку райдера — редкость даже для снегоходов премиум-класса. Причем настроить колонку можно без дополнительных инструментов.
В базовую комплектацию входит высокое ветровое стекло с широкими боковинами, оно хорошо защищает райдера от ветра. Еще есть мощная светодиодная фара, розетка для подключения обогрева шлема, электростартер, обогревы ручек руля и курка газа. Приборная панель многофункциональная, информация на ней читается под любым углом и освещением, у кнопок есть подсветка. Для перевозки багажа имеем просторный багажник с ограждением, и фаркоп для крепления саней или волокуш.
Кратко
В 2022–2023 году лучше купить снегоход от бренда, который официально продается в России — чтобы не переплачивать и без проблем обслуживать технику. Один из лучших брендов, которые есть в свободной продаже — Русская Механика. Он популярен и известен не первое десятилетие, а его техника считается одной из лучших по соотношению цена-качество.
В ассортименте РМ есть снегоходы для любых задач:
- Для буксировки грузов — легендарные Бураны;
- Для работы и развлекательных поездок — Тайга Варяг или Патруль. Патрули мощнее, их проходимость выше, и буксировать они могут больше груза;
- Для всего и сразу — Vector и Frontier. Эта техника современно выглядит, она мощная и маневренная. Позволяет и дрова до дачи отбуксировать, и на рыбалку съездить, и просто прокатиться в свое удовольствие, выжимая газ до упора.