На российском рынке в 2023 году продаются десятки квадроциклов. Даже похожие внешне и по цене модели могут сильно отличаться по характеристикам.
Расскажем, как выбрать квадроцикл правильно и на что обращать внимание, сравнивая разные варианты.
1. Определитесь, для чего вам нужен квадроцикл
Условно можно выделить такие задачи:
- Перевозка груза. Если возить груз нужно много и часто, в том числе крупногабаритный вроде досок и бревен — нужен квадроцикл с бортовым кузовом или с фаркопом для прицепа.
- Объезд территории на строительных, промышленных и сельскохозяйственных объектах. Для этого подойдет любой среднекубатурный квадроцикл, а если есть грунтовки или гравийки — может справиться и малокубатурная модель.
- Поездки на рыбалку и охоту. Большинству рыбаков и охотников подойдет среднекубатурный квадроцикл. Если хочется заезжать в глухую чащу или на отдаленные водоемы — рекомендуется брать модель с увеличенным клиренсом. А для долгих вылазок с ночевками можно рассмотреть квадроцикл с кабиной и кузовом. В закрытой кабине можно заночевать, доехать в чистоте и тепле, а в кузов влезет снаряжение.
- Туризм и прогулки. Если не заезжать в глубокую грязь и не брать много припасов, подойдет любой квадроцикл.
- Экстрим. Это быстрая езда по пересеченной местности или преодоление грязных маршрутов и бродов. Для быстрой езды нужны мощные квадроциклы с большим клиренсом, регулируемой подвеской и спортивными амортизаторами. А для глубокой грязи важны мощность двигателя, клиренс, электролебедка в комплектации, специальные шины, вынесенный наверх радиатор и шноркели.
2. Решите, нужна ли кабина
По компановке квадроциклы делятся на две категории:
- SSV: с кабиной и автомобильной посадкой, пассажир сидит справа от водителя;
- ATV: без кабины, с мотоциклетной посадкой, пассажир сидит сзади.
SSV больше по размеру, чем ATV, а еще они реже встречаются и больше стоят. Но за счет кабины в них комфортнее путешествовать — в длительных поездках можно даже ночевать внутри. А в кузове сзади можно перевозить много снаряжения — больше, чем на багажных решетках ATV.
3. Оцените комплектацию
Для поездок по сухому бездорожью и вблизи цивилизации будет достаточно минимальной комплектации. Но для сложных маршрутов уже с завода на квадроцикле должны быть:
- электролебедка — чтобы вытащить квадроцикл, если он застрянет;
- передний бампер — чтобы не погнуть радиатор и не повредить переднюю часть от удара об дерево;
- багажные решетки, если нет кузова — чтобы было где возить багаж.
Не так важны, но тоже полезны такие опции:
- зеркала заднего вида — для безопасной езды в группе или по проселочным дорогам, где сзади может выехать трактор или грузовик;
- защита днища и рук;
- задний бампер;
- бедлоки — встречаются в основном на спортивных или «грязевых» модификациях;
- багажные кофры.
4. Обратите внимание на клиренс
Чем выше клиренс — тем меньше шанс, что днище квадроцикла зацепится за камень, пень или другую преграду. Также высокий клиренс поможет проезжать грязь и брод.
Чаще всего у квадроциклов, особенно малокубатурных или бюджетных, клиренс 26-27 см. Даже для сложного бездорожья этого достаточно. Но клиренс еще больше, это плюс: каждый сантиметр в грязи или на кочках серьезно повышает проходимость.
У квадроциклов в «грязевых» модификациях клиренс обычно увеличен до 28-30 см. Еще больше дорожный просвет у спортивных моделей. Например, у CFMOTO ZFORCE 1000 Sport R EPS это 34 см, а у Can-Am Maverick X RS Turbo RR SS — 40.6 см.
5. Узнайте размер колесной базы
Это расстояние между осями передних и задних колес. Чем оно больше — тем больше места на платформе. А значит, на нее можно взять больше груза и удобнее разместиться с пассажиром. Еще квадроциклы с длинной базой стабильнее держат курс и предсказуемее управляются.
С другой стороны, длинной базе нужно больше места для разворота, и в узких местах можно не проехать — например, в густом лесу. Также длиннобазная модель хуже преодолевает крутые кочки и глубокие ямы.
В среднем у ATV колесная база 130-145 см. У SSV диапазон шире, но у большинства моделей база 170-210 см. Например, у Polaris Ranger 500 —185.4 см, а у CFMOTO UFORCE 1000 EPS — 205 см.
6. Убедитесь, что двигатель подходит для ваших задач
Для этого оцените объем, мощность, расход и тип подачи топлива.
Объем. Чем больше объем двигателя — тем выше его мощность и тем более сложные маршруты сможет покорять квадроцикл. Бюджетные малокубатурные модели с объемом до 500 кубов справятся с сухими грунтовками и неглубокой грязью. Золотая середина — квадроциклы с мотором 600-800 кубов: они проезжают почти везде и уверенно буксируют груженый прицеп. А 1000-кубовые модели созданы для самых сложных задач: глубокой грязи, бродов и непроходимой чащи.
Мощность. Чем больше мощность двигателя по отношению к весу, тем квадроцикл быстрее разгоняется, проще проезжает грязь и взбирается в горку.
Расход топлива и объем бака. У большинства моделей полного бака хватает на 100-150 км или чуть больше, если ехать без пассажира, груза и по сухой ровной дороге. Если полной заправки не хватит, то придется брать запас в канистре.
Тип подачи топлива. У бюджетных квадроциклов топливо в двигатель подает карбюратор, у более современных и мощных — инжектор. Карбюраторные двигатели проще устроены, дешевле и быстрее чинятся, но расход топлива в них выше, и могут хуже работать в сильную жару или в холод. У инжекторных двигателей таких минусов нет, но чинятся они чуть дороже и сложнее.
7. Посмотрите, какие покрышки стоят в базовой комплектации
На обычных квадроциклах стоят универсальные вседорожные шины — All Terrain . Рисунок протектора у них может быть разным, а высота грунтозацепа — 1.25-2 см. Такие шины проедут почти везде: по песку, грязи, гравийке, грунтовке, асфальту.
Но у некоторых квадроциклов с завода стоят шины для определённого покрытия, например:
- Для грязи — с большим грунтозацепом до 2.5-3 см и редким рисунком протектора. На них намного удобнее ездить по жидкой и глубокой грязи или рыхлой почве.
- Для каменистых и твердых дорог. Редкий вариант на российском рынке. У них мелкий частый протектор, почти как у обычного легкового автомобиля. Для твердой дороги он идеален, но для бездорожья уже не подходит. Такие шины стоят на Can-Am Maverick X RC.
Расход топлива и объем бака. У большинства моделей полного бака хватает на 100-150 км или чуть больше, если ехать без пассажира, груза и по сухой ровной дороге. Если полной заправки не хватит, то придется брать запас в канистре.
Тип подачи топлива. У бюджетных квадроциклов топливо в двигатель подает карбюратор, у более современных и мощных — инжектор. Карбюраторные двигатели проще устроены, дешевле и быстрее чинятся, но расход топлива в них выше, и могут хуже работать в сильную жару или в холод. У инжекторных двигателей таких минусов нет, но чинятся они чуть дороже и сложнее.
8. Узнайте, есть ли системы помощи водителю
Дополнительные системы, помогающие водителю, есть не у всех квадроциклов — обычно только у моделей подороже. Самая распространенная система — электроусилитель рулевого управления, или EPS. Он снижает нагрузку на руки и облегчает поворот руля. Это очень полезно в грязи, при активных маневрах на большой скорости или при буксировке тяжелого груза — в таких условиях руль без усилителя сложно вращать.
Кроме EPS, у квадроцикла могут быть и другие системы помощи:
- Блокировка дифференциала. Если одна сторона квадроцикла застряла в грязи, а вторая нет, система заставит вращаться незастрявшее колесо. Благодаря этому застрявшая сторона не закопается еще сильнее. Блокировка может включаться вручную или автоматически.
- Система помощи на спуске. Помогает не откатиться назад при подъеме на склон, и не покатиться с него на полной скорости при спуске.
- Автоматически настраиваемая подвеска. Редкая система, которая есть у Can-Am Maverick в комплектации SS. Через сенсоры Can-Am Smart-Shox считывает несколько показателей, и на ходу изменяет настройки подвески под условия езды.
- VersaTrac или Turf Mode. Фирменная система, которая есть у некоторых квадроциклов Polaris. Нужна для уменьшения радиуса разворота и более легкого прохождения поворотов.
9. Познакомьтесь с брендом
Из-за езды по бездорожью квадроцикл нужно обслуживать — менять расходники и чинить. А некоторые владельцы тюнингуют технику, чтобы она лучше справлялась с заездами. Поэтому важно, чтобы бренд был известным и распространенным, а модель — популярной. В этом случае для квадроцикла легко найдутся запчасти и аксессуары для тюнинга, а мастер на любом СТО возьмется за обслуживание.
Кратко
Из-за езды по бездорожью квадроцикл нужно обслуживать — менять расходники и чинить. А некоторые владельцы тюнингуют технику, чтобы она лучше справлялась с заездами. Поэтому важно, чтобы бренд был известным и распространенным, а модель — популярной. В этом случае для квадроцикла легко найдутся запчасти и аксессуары для тюнинга, а мастер на любом СТО возьмется за обслуживание.