Статьи

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Если автомобиль ездит по асфальту с разметкой и знаками, то квадроциклу предстоит покорять бездорожье. Условия там непредсказуемые: одна и та же дорога в разную погоду может превращаться из легкого маршрута в размокшую кашу. 

Расскажем все, что нужно об управлении квадроциклов. Начнем с азов и дойдем до нюансов на разных участках дороги.

Элементы управления

Набор кнопок и переключателей у большинства квадроциклов примерно одинаковый, и расположены они похожим образом. Рассмотрим элементы управления на примере CFMOTO CFORCE 1000 EPS.

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Справа на руле:

  • курок газа;
  • кнопки полного привода и блокировки переднего дифференциала.

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Слева на руле:

  • тумблер правого и левого поворотников;
  • кнопка звукового сигнала;
  • кнопка «аварийки»;
  • тумблер режимов света;
  • кнопка электростартера;
  • тумблер разматывания и сматывания электролебедки. 

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Спереди, за рулевой колонкой, находится приборная панель. Она управляется крупными механическими кнопками, чтобы их можно было нажать даже в перчатках. На саму панель выводятся скорость, обороты двигателя, индикаторы работающего оборудования и ошибок. 

У некоторых моделей вокруг приборной панели есть заглушки — вместо них можно вывести кнопки для дополнительного оборудования.

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Другие элементы управления

  • слева под рукояткой руля — рычаг переключения передач;
  • справа от приборной панели — замок зажигания;
  • на правой подножке — ножной тормоз. 

Ручного тормоза и рычага сцепления у CFMOTO CFORCE 1000 EPS нет. Если они есть, то обычно рычаг сцепления находится слева, а ручного тормоза — справа.

Основы движения

За счет короткой колесной базы и четырех колес квадроцикл плавно входит в повороты, а из-за быстрого оборотов двигателя — резво разгоняется с места. Поэтому в управлении квадроцикл отличается от легкового автомобиля и мотоцикла. 

Расскажем об основных элементах движения.

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Практиковаться лучше на сухом отрезке, где нет других участников движения

Пуск и старт с места

На квадроцикле с вариаторной коробкой передач

  1. Садимся за руль и выравниваем его, чтобы квадроцикл ехал прямо. 
  2. Проверяем, что на коробке  стоит передача P или N. 
  3. Зажимаем тормоз. 
  4. Вставляем ключ в замок зажигания и поворачиваем в положение ON. 
  5. Нажимаем кнопку запуска электростартера на рукоятке руля и держим несколько секунд. Если двигатель не завелся — отпускаем, ждем несколько секунд и зажимаем снова. 
  6. В минусовую температуру ждем несколько минут, чтобы двигатель поработал на холостом ходу и прогрелся. Если на улице тепло, пропускаем пункт. 
  7. Включаем свет кнопкой на рукояти руля. 
  8. Зажимаем тормоз и выбираем передачу — L или H. 
  9. Отпускаем тормоз и большим пальцем правой руки слегка давим на курок газа, чтобы квадроцикл тронулся с места.

На квадроцикле с механической коробкой передач

  1. Садимся за руль и выравниваем его, чтобы квадроцикл ехал прямо. 
  2. Проверяем, что на коробке стоит передача N. 
  3. Вставляем ключ в замок зажигания и поворачиваем в положение ON.
  4. Нажимаем кнопку запуска электростартера на рукоятке руля и держим несколько секунд. Если двигатель не завелся — отпускаем, ждем несколько секунд и зажимаем снова. 
  5. В минусовую температуру ждем несколько минут, чтобы двигатель поработал на холостом ходу и прогрелся. Если на улице тепло, пропускаем пункт. 
  6. Выжимаем рычаг сцепления. 
  7. Удерживая сцепление полностью выжатым, выбираем первую или заднюю передачу. 
  8. Большим пальцем правой руки слабо давим на курок газа. Двигатель начнет набирать обороты, но из-за выжатого сцепления квадроцикл останется на месте. 
  9. Начинаем плавно отпускать рычаг сцепления. Квадроцикл медленно поедет. Параллельно добавляем газ и продолжаем отпускать сцепление до конца. 

Набор скорости и работа с газом

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

У любого квадроцикла — даже малокубатурного — курок газа очень чуткий. Это значит, что двигатель быстро набирает обороты, а квадроцикл резво разгоняется

На чуткость газа влияют: 

  • Режимы работы двигателя, если они есть у модели. Экономный или Рабочий обычно делают отклик на газ более плавным, спортивный — наоборот, резким.
  • Передача. У квадроциклов с вариатором на пониженной и сверх-пониженной (Extra-L) передачах газ откликается плавнее, чем на пониженной — чтобы можно было точнее выбирать скорость. 
  • Мощность двигателя. У спортивных моделей курок газа очень чувствительный, обороты подскакивают даже от легкого нажатия. И наоборот: у утилитарников с объемом двигателя 400–600 кубов газ дозируется плавнее. 

Особых тонкостей в работе с курком газа нет. Самое главное — к отзывчивости двигателя нужно привыкать на каждой модели.

Переключение скоростей

На квадроциклах с вариаторной коробкой переключения (КПП) передачи между L и H переключаются после полной остановки с нажатым тормозом. А на квадроциклах с механической коробкой (МКПП) для переключения останавливаться не нужно, но надо каждый раз выжимать сцепление. 

Подробно о том, как работать с ручкой КПП на квадроциклах с МКПП и вариатором, мы рассказали в статье «Как переключать передачи на квадроцикле».

Поворот

Чтобы направить квадроцикл в нужную сторону, нужно повернуть туда руль. Обычно даже на моделях без электроусилителя руль поворачивается легко. 

При повороте есть свои нюансы: 

  • на скорости нужно наклонять корпус в сторону поворота;
  • на склоне нужно наклоняться в сторону вершины, при этом поворачивать по увеличенному радиусу и на небольшой скорости. 

Радиус поворота обычно указывают в характеристиках квадроцикла. Например, одноместному CFMOTO CFORCE 600 S Advanced EPS для поворота нужно 3.7 м,  двухместному CFMOTO CFORCE 1000 Overland EPS — 3.9 м.

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Чем больше размеры квадроцикла, тем больше места ему нужно для поворота

Включение блокировки дифференциала

Сперва разберемся, что такое блокировка дифференциала и зачем она нужна. В нормальных условиях — на сухой ровной дороге — используется свободный дифференциал. Это значит, что колеса могут вращаться с разной скоростью и проходить разное расстояние. 

А теперь представим, что одно переднее колесо потеряло сцепление с поверхностью — например, попало на лед — и перестало вращаться. Вместе с ним перестанет вращаться и второе переднее колесо. В такой ситуации спасет блокировка дифференциала. Она заставит вращаться оба колеса, и квадроцикл сможет проехать дальше. 

Вот как использовать блокировку дифференциала: 

  1. Полностью остановиться перед препятствием — до того, как квадроцикл застрянет. 
  2. Нажать кнопку блокировки дифференциала. 
  3. Проехать метр вперед и метр назад, поворачивая рулем влево-вправо. Это нужно, чтобы муфта дифференциала полностью вошла в зацепление. Если все сделано правильно, на приборке загорится индикатор блокировки. 
  4. Проехать через препятствие. Лучше это делать напрямик, не поворачивая — чтобы не увеличивать нагрузку на приводы.

Когда препятствие останется позади, блокировку нужно выключить — нажать кнопку на руле еще раз. Индикатор блокировки на приборной панели должен погаснуть.

Включение полного привода

Привод — это система, которая передает вращение от двигателя на колеса. Если привод передний, то при нажатии на курок газа двигатель будет вращать передние колеса, а задние поедут по инерции. Если задний — наоборот: двигатель крутит только задние колеса. Полный привод означает, что двигатель вращает все четыре колеса. 

Полный привод нужно включать после полной остановки перед препятствием: грязью, бродом, снегом, горкой, дорогой с кочками. Для включения нужно нажать кнопку 2WD/4WD или сдвинуть флажок в положение 4WD в зависимости от модели.

Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

По умолчанию на большинстве квадроциклов стоит задний привод. При этом можно включить полный — с ним легче проезжать препятствия

Торможение и остановка

Есть два способа снизить скорость: 

  • Просто отпустить курок газа. Обороты двигателя быстро упадут, и квадроцикл будет двигаться дальше по инерции. Но так можно проехать несколько десятков метров, особенно если скорость была большой. 
  • Отпустить курок газа и нажать на тормоз. Это более быстрый способ остановиться. Жать на тормоз лучше плавно — иначе инерция может перебросить райдера через руль. 

На квадроциклах с механической КПП еще можно тормозить двигателем. Для этого нужно постепенно понижать передачу: с четвертой — на третью, с третьей — на вторую, со второй — на первую. Торможение двигателем можно использовать как отдельно от рычага тормоза, так и вместе с ним. Так скорость будет снижаться плавнее и уменьшится износ тормозных колодок.

Больше деталей про работу с курком газа и тормоза есть в статье «Как правильно тормозить и парковаться на квадроцикле». 

Положение тела при езде

На квадроцикле можно ездить сидя или стоя. Сидя ездить удобнее, зато стоя лучше обзор и больше свободы для маневров.

Сидя

Это основное положение при езде. При этом райдер может помогать себе корпусом, чтобы сохранить равновесие:

  • на большой скорости и при подъеме в горку — прижиматься к рулю;
  • во время торможения — отклоняться назад;
  • при повороте — наклоняться в противоположную сторону.
Как управлять квадроциклом: первый запуск двигателя и основные движения

Сидя ездить на квадроцикле комфортнее всего

Стоя

Езда стоя хороша тем, что дорогу видно дальше. При этом центр тяжести находится выше — а значит, можно еще активнее помогать себе корпусом. 

У езды стоя есть и минус: легче упасть, если наехать на препятствие или резко нажать на тормоз. Безопаснее всего принять такое положение: 

  • стопы полностью стоят на подножке;
  • руки держатся за руль;
  • колени полусогнуты, таз оторван от сиденья;
  • корпус наклонен вперед. 

Если хочется полностью выпрямиться, чтобы осмотреться, нужно: 

  1. Полностью остановить квадроцикл. 
  2. Выбрать передачу N или P или включить стояночный тормоз. 

После этого можно встать на подножки и быть уверенным, что квадроцикл не тронется с места.

Где можно потренироваться управлять квадроциклом

В подмосковной деревне Елизарово есть идеальное место для тренировок — полигон CFMOTO Experience. Здесь можно пройти обучение с нуля, отправиться на групповую прогулку по окрестным лесам или потренироваться на своей технике. На полигоне есть маршруты с участками разной сложности и препятствиями — можно отработать все основные приемы и стойки. Чтобы узнать все детали и записаться на полигон, звоните: +7 495 127 70 51.