Если автомобиль ездит по асфальту с разметкой и знаками, то квадроциклу предстоит покорять бездорожье. Условия там непредсказуемые: одна и та же дорога в разную погоду может превращаться из легкого маршрута в размокшую кашу.
Расскажем все, что нужно об управлении квадроциклов. Начнем с азов и дойдем до нюансов на разных участках дороги.
Элементы управления
Набор кнопок и переключателей у большинства квадроциклов примерно одинаковый, и расположены они похожим образом. Рассмотрим элементы управления на примере CFMOTO CFORCE 1000 EPS.
Справа на руле:
- курок газа;
- кнопки полного привода и блокировки переднего дифференциала.
Слева на руле:
- тумблер правого и левого поворотников;
- кнопка звукового сигнала;
- кнопка «аварийки»;
- тумблер режимов света;
- кнопка электростартера;
- тумблер разматывания и сматывания электролебедки.
Спереди, за рулевой колонкой, находится приборная панель. Она управляется крупными механическими кнопками, чтобы их можно было нажать даже в перчатках. На саму панель выводятся скорость, обороты двигателя, индикаторы работающего оборудования и ошибок.
У некоторых моделей вокруг приборной панели есть заглушки — вместо них можно вывести кнопки для дополнительного оборудования.
Другие элементы управления:
- слева под рукояткой руля — рычаг переключения передач;
- справа от приборной панели — замок зажигания;
- на правой подножке — ножной тормоз.
Ручного тормоза и рычага сцепления у CFMOTO CFORCE 1000 EPS нет. Если они есть, то обычно рычаг сцепления находится слева, а ручного тормоза — справа.
Основы движения
За счет короткой колесной базы и четырех колес квадроцикл плавно входит в повороты, а из-за быстрого оборотов двигателя — резво разгоняется с места. Поэтому в управлении квадроцикл отличается от легкового автомобиля и мотоцикла.
Расскажем об основных элементах движения.
Пуск и старт с места
На квадроцикле с вариаторной коробкой передач:
- Садимся за руль и выравниваем его, чтобы квадроцикл ехал прямо.
- Проверяем, что на коробке стоит передача P или N.
- Зажимаем тормоз.
- Вставляем ключ в замок зажигания и поворачиваем в положение ON.
- Нажимаем кнопку запуска электростартера на рукоятке руля и держим несколько секунд. Если двигатель не завелся — отпускаем, ждем несколько секунд и зажимаем снова.
- В минусовую температуру ждем несколько минут, чтобы двигатель поработал на холостом ходу и прогрелся. Если на улице тепло, пропускаем пункт.
- Включаем свет кнопкой на рукояти руля.
- Зажимаем тормоз и выбираем передачу — L или H.
- Отпускаем тормоз и большим пальцем правой руки слегка давим на курок газа, чтобы квадроцикл тронулся с места.
На квадроцикле с механической коробкой передач:
- Садимся за руль и выравниваем его, чтобы квадроцикл ехал прямо.
- Проверяем, что на коробке стоит передача N.
- Вставляем ключ в замок зажигания и поворачиваем в положение ON.
- Нажимаем кнопку запуска электростартера на рукоятке руля и держим несколько секунд. Если двигатель не завелся — отпускаем, ждем несколько секунд и зажимаем снова.
- В минусовую температуру ждем несколько минут, чтобы двигатель поработал на холостом ходу и прогрелся. Если на улице тепло, пропускаем пункт.
- Выжимаем рычаг сцепления.
- Удерживая сцепление полностью выжатым, выбираем первую или заднюю передачу.
- Большим пальцем правой руки слабо давим на курок газа. Двигатель начнет набирать обороты, но из-за выжатого сцепления квадроцикл останется на месте.
- Начинаем плавно отпускать рычаг сцепления. Квадроцикл медленно поедет. Параллельно добавляем газ и продолжаем отпускать сцепление до конца.
Набор скорости и работа с газом
На чуткость газа влияют:
- Режимы работы двигателя, если они есть у модели. Экономный или Рабочий обычно делают отклик на газ более плавным, спортивный — наоборот, резким.
- Передача. У квадроциклов с вариатором на пониженной и сверх-пониженной (Extra-L) передачах газ откликается плавнее, чем на пониженной — чтобы можно было точнее выбирать скорость.
- Мощность двигателя. У спортивных моделей курок газа очень чувствительный, обороты подскакивают даже от легкого нажатия. И наоборот: у утилитарников с объемом двигателя 400–600 кубов газ дозируется плавнее.
Особых тонкостей в работе с курком газа нет. Самое главное — к отзывчивости двигателя нужно привыкать на каждой модели.
Переключение скоростей
На квадроциклах с вариаторной коробкой переключения (КПП) передачи между L и H переключаются после полной остановки с нажатым тормозом. А на квадроциклах с механической коробкой (МКПП) для переключения останавливаться не нужно, но надо каждый раз выжимать сцепление.
Подробно о том, как работать с ручкой КПП на квадроциклах с МКПП и вариатором, мы рассказали в статье «Как переключать передачи на квадроцикле».
Поворот
Чтобы направить квадроцикл в нужную сторону, нужно повернуть туда руль. Обычно даже на моделях без электроусилителя руль поворачивается легко.
При повороте есть свои нюансы:
- на скорости нужно наклонять корпус в сторону поворота;
- на склоне нужно наклоняться в сторону вершины, при этом поворачивать по увеличенному радиусу и на небольшой скорости.
Радиус поворота обычно указывают в характеристиках квадроцикла. Например, одноместному CFMOTO CFORCE 600 S Advanced EPS для поворота нужно 3.7 м, двухместному CFMOTO CFORCE 1000 Overland EPS — 3.9 м.
Включение блокировки дифференциала
Сперва разберемся, что такое блокировка дифференциала и зачем она нужна. В нормальных условиях — на сухой ровной дороге — используется свободный дифференциал. Это значит, что колеса могут вращаться с разной скоростью и проходить разное расстояние.
А теперь представим, что одно переднее колесо потеряло сцепление с поверхностью — например, попало на лед — и перестало вращаться. Вместе с ним перестанет вращаться и второе переднее колесо. В такой ситуации спасет блокировка дифференциала. Она заставит вращаться оба колеса, и квадроцикл сможет проехать дальше.
Вот как использовать блокировку дифференциала:
- Полностью остановиться перед препятствием — до того, как квадроцикл застрянет.
- Нажать кнопку блокировки дифференциала.
- Проехать метр вперед и метр назад, поворачивая рулем влево-вправо. Это нужно, чтобы муфта дифференциала полностью вошла в зацепление. Если все сделано правильно, на приборке загорится индикатор блокировки.
- Проехать через препятствие. Лучше это делать напрямик, не поворачивая — чтобы не увеличивать нагрузку на приводы.
Когда препятствие останется позади, блокировку нужно выключить — нажать кнопку на руле еще раз. Индикатор блокировки на приборной панели должен погаснуть.
Включение полного привода
Привод — это система, которая передает вращение от двигателя на колеса. Если привод передний, то при нажатии на курок газа двигатель будет вращать передние колеса, а задние поедут по инерции. Если задний — наоборот: двигатель крутит только задние колеса. Полный привод означает, что двигатель вращает все четыре колеса.
Полный привод нужно включать после полной остановки перед препятствием: грязью, бродом, снегом, горкой, дорогой с кочками. Для включения нужно нажать кнопку 2WD/4WD или сдвинуть флажок в положение 4WD в зависимости от модели.
Торможение и остановка
Есть два способа снизить скорость:
- Просто отпустить курок газа. Обороты двигателя быстро упадут, и квадроцикл будет двигаться дальше по инерции. Но так можно проехать несколько десятков метров, особенно если скорость была большой.
- Отпустить курок газа и нажать на тормоз. Это более быстрый способ остановиться. Жать на тормоз лучше плавно — иначе инерция может перебросить райдера через руль.
На квадроциклах с механической КПП еще можно тормозить двигателем. Для этого нужно постепенно понижать передачу: с четвертой — на третью, с третьей — на вторую, со второй — на первую. Торможение двигателем можно использовать как отдельно от рычага тормоза, так и вместе с ним. Так скорость будет снижаться плавнее и уменьшится износ тормозных колодок.
Больше деталей про работу с курком газа и тормоза есть в статье «Как правильно тормозить и парковаться на квадроцикле».
Положение тела при езде
На квадроцикле можно ездить сидя или стоя. Сидя ездить удобнее, зато стоя лучше обзор и больше свободы для маневров.
Сидя
Это основное положение при езде. При этом райдер может помогать себе корпусом, чтобы сохранить равновесие:
- на большой скорости и при подъеме в горку — прижиматься к рулю;
- во время торможения — отклоняться назад;
- при повороте — наклоняться в противоположную сторону.
Стоя
Езда стоя хороша тем, что дорогу видно дальше. При этом центр тяжести находится выше — а значит, можно еще активнее помогать себе корпусом.
У езды стоя есть и минус: легче упасть, если наехать на препятствие или резко нажать на тормоз. Безопаснее всего принять такое положение:
- стопы полностью стоят на подножке;
- руки держатся за руль;
- колени полусогнуты, таз оторван от сиденья;
- корпус наклонен вперед.
Если хочется полностью выпрямиться, чтобы осмотреться, нужно:
- Полностью остановить квадроцикл.
- Выбрать передачу N или P или включить стояночный тормоз.
После этого можно встать на подножки и быть уверенным, что квадроцикл не тронется с места.
Где можно потренироваться управлять квадроциклом
В подмосковной деревне Елизарово есть идеальное место для тренировок — полигон CFMOTO Experience. Здесь можно пройти обучение с нуля, отправиться на групповую прогулку по окрестным лесам или потренироваться на своей технике. На полигоне есть маршруты с участками разной сложности и препятствиями — можно отработать все основные приемы и стойки. Чтобы узнать все детали и записаться на полигон, звоните: +7 495 127 70 51.