Скорее всего, выбирать между типами трансмиссии не придется — почти все взрослые питбайки оснащаются механической коробкой передач. Автоматические коробки обычно ставят на детские питбайки, а полуавтоматы — на легкие 125-кубовые модели.
Расскажем, чем отличаются разные коробки у питбайков. Но перед этим разберемся, как устроена каждая из них.
Что такое коробка переключения передач и как она работает
Проще всего понять устройство КПП тем, кто ездил на велосипеде с несколькими скоростями.
У велосипеда есть несколько звездочек разного диаметра. Когда велосипедист ставит нижнюю скорость, цепь перескакивает на самую маленькую по диаметру звездочку, и крутить педали становится проще. Это удобно, чтобы тронуться или заехать в горку. А после разгона передачу переключают вверх. Цепь перескакивает на звезду большего диаметра — так крутить педали становится сложнее, но и делать это нужно реже.
Внутри коробки передач питбайка тоже есть несколько дисков разного диаметра. Чем меньше диск, тем быстрее питбайк разгоняется. Самый маленький диск — у первой передачи, самый большой — у последней. У взрослых питбайков обычно есть 4–6 передач для движения вперед, плюс нейтральная передача — она нужна для кратковременных остановок, чтобы не глушить мотор.
Чем отличаются разные КПП
Есть три типа трансмиссий: автоматическая (АКПП), полуавтоматическая (ПАКП) и механическая (МКПП). От вида зависит удобство управления и то, насколько точно можно выбирать обороты двигателя под разные условия.
Собрали отличия между коробками в таблице:
Механическая | Полуавтоматическая | Автоматическая | |
Как переключать передачи | выжать сцепление с помощью рычага на руле, ногой нажать на педаль переключения передач | выжать газ, ногой нажать на педаль переключения передач | ничего делать не нужно — коробка автоматически переключает передачи, ориентируясь на количество оборотов |
Плюсы | Передачу можно переключить заранее, чтобы проехать препятствие | Меньше действий по сравнению с механикой, райдер реже отвлекается | Райдер может вообще не следить за передачами и сконцентрироваться на управлении |
Минусы | Нужно постоянно переключать передачи и отвлекаться от управления. Еще можно ошибиться и выбрать не ту передачу | Устройство коробки сложнее, для переключения передачи нужно жать на газ — это ухудшает управляемость питбайка и нарушает темп езды | Передачи не всегда выбираются правильно под дорожные условия, а еще переключаются медленнее, чем вручную |
Какая КПП лучше для бездорожья
Несмотря на то, что механика сложнее полуавтомата и автомата, именно она лучше всего подходит для офф-роуда.
Вот частые ситуации, в которых можно ощутить преимущества механической коробки:
- Проезд через препятствия — кочки, грязь, песок, и подъем в горку. С механической коробкой можно заранее перейти на пониженную передачу. Так двигателю будет проще вращать колеса — меньше шансов, что питбайк застрянет, потеряет обороты или замедлится.
- Плавное снижение скорости. Если на питбайке стоит МКПП, можно не выжимать рычаг тормоза, а тормозить двигателем. Для этого нужно перейти на пониженную передачу и отпустить газ. Так питбайк будет тормозить медленнее, чем при нажатом тормозе, но зато меньше нагрузки придется на протектор колес и на тормозные колодки, и их нужно будет реже менять.
- Разгон. На МКПП можно дольше оставаться на пониженной передаче — той самой, на которой двигатель быстрее набирает обороты. И когда райдер переключится на следующую передачу вверх, у двигателя уже будет фора в оборотах. Такую технику часто используют владельцы спорткаров — тогда можно услышать, как автомобиль ревет выхлопом. Это двигатель работает на высоких оборотах, потому что водитель не переключает передачу на следующую.
Автоматическая коробка во всех этих ситуациях сильно проигрывает механике, потому что может переключить передачу в неподходящий момент. Например, райдер заезжает на крутую горку, обороты двигателя падают, и автомат переключается на пониженную передачу. В результате на горку можно вообще не заехать. Также автоматическая трансмиссия может включить понижайку перед грязью — тогда питбайк застрянет. Поэтому автоматические трансмиссии на взрослые питбайки не ставят.
Полуавтоматическая коробка — казалось бы, золотая середина. Но для переключения передач на ней приходится постоянно нажимать и отпускать газ. Это мешает поддерживать нужную скорость — особенно на бездорожье, где и так постоянно приходится работать с рычагом газа.
Кратко
Есть 3 типа коробки переключения передач: механическая, автоматическая и полуавтоматическая. Для питбайков лучше всего подходит МКПП — она проще устроена и позволяет точнее держать обороты двигателя на бездорожье.