Статьи

Какая КПП лучше для питбайка: сравниваем автомат, полуавтомат и механику

Какая КПП лучше для питбайка: сравниваем автомат, полуавтомат и механику

Скорее всего, выбирать между типами трансмиссии не придется — почти все взрослые питбайки оснащаются механической коробкой передач. Автоматические коробки обычно ставят на детские питбайки, а полуавтоматы — на легкие 125-кубовые модели. 

Расскажем, чем отличаются разные коробки у питбайков. Но перед этим разберемся, как устроена каждая из них.

Что такое коробка переключения передач и как она работает

Проще всего понять устройство КПП тем, кто ездил на велосипеде с несколькими скоростями. 

У велосипеда есть несколько звездочек разного диаметра. Когда велосипедист ставит нижнюю скорость, цепь перескакивает на самую маленькую по диаметру звездочку, и крутить педали становится проще. Это удобно, чтобы тронуться или заехать в горку. А после разгона передачу переключают вверх. Цепь перескакивает на звезду большего диаметра — так крутить педали становится сложнее, но и делать это нужно реже.

Какая КПП лучше для питбайка: сравниваем автомат, полуавтомат и механику

Коробка передач питбайка работает по тому же принципу, что и переключатель скоростей на велосипеде

Внутри коробки передач питбайка тоже есть несколько дисков разного диаметра. Чем меньше диск, тем быстрее питбайк разгоняется. Самый маленький диск — у первой передачи, самый большой — у последней. У взрослых питбайков обычно есть 4–6 передач для движения вперед, плюс нейтральная передача — она нужна для кратковременных остановок, чтобы не глушить мотор.

Чем отличаются разные КПП

Есть три типа трансмиссий: автоматическая (АКПП), полуавтоматическая (ПАКП) и механическая (МКПП). От вида зависит удобство управления и то, насколько точно можно выбирать обороты двигателя под разные условия.

Собрали отличия между коробками в таблице:

Механическая Полуавтоматическая Автоматическая
Как переключать передачи выжать сцепление с помощью рычага на руле, ногой нажать на педаль переключения передач выжать газ, ногой нажать на педаль переключения передач ничего делать не нужно — коробка автоматически переключает передачи, ориентируясь на количество оборотов
Плюсы Передачу можно переключить заранее, чтобы проехать препятствие Меньше действий по сравнению с механикой, райдер реже отвлекается Райдер может вообще не следить за передачами и сконцентрироваться на управлении
Минусы Нужно постоянно переключать передачи и отвлекаться от управления. Еще можно ошибиться и выбрать не ту передачу Устройство коробки сложнее, для переключения передачи нужно жать на газ — это ухудшает управляемость питбайка и нарушает темп езды Передачи не всегда выбираются правильно под дорожные условия, а еще переключаются медленнее, чем вручную

Какая КПП лучше для бездорожья

Несмотря на то, что механика сложнее полуавтомата и автомата, именно она лучше всего подходит для офф-роуда.

Вот частые ситуации, в которых можно ощутить преимущества механической коробки:

  • Проезд через препятствия — кочки, грязь, песок, и подъем в горку. С механической коробкой можно заранее перейти на пониженную передачу. Так двигателю будет проще вращать колеса — меньше шансов, что питбайк застрянет, потеряет обороты или замедлится. 
  • Плавное снижение скорости. Если на питбайке стоит МКПП, можно не выжимать рычаг тормоза, а тормозить двигателем. Для этого нужно перейти на пониженную передачу и отпустить газ. Так питбайк будет тормозить медленнее, чем при нажатом тормозе, но зато меньше нагрузки придется на протектор колес и на тормозные колодки, и их нужно будет реже менять. 
  • Разгон. На МКПП можно дольше оставаться на пониженной передаче — той самой, на которой двигатель быстрее набирает обороты. И когда райдер переключится на следующую передачу вверх, у двигателя уже будет фора в оборотах. Такую технику часто используют владельцы спорткаров — тогда можно услышать, как автомобиль ревет выхлопом. Это двигатель работает на высоких оборотах, потому что водитель не переключает передачу на следующую.
Какая КПП лучше для питбайка: сравниваем автомат, полуавтомат и механику

На питбайки чаще всего ставят МКПП, так как на бездорожье очень важно правильно подбирать обороты под участок маршрута и быстро их переключать

Автоматическая коробка во всех этих ситуациях сильно проигрывает механике, потому что может переключить передачу в неподходящий момент. Например, райдер заезжает на крутую горку, обороты двигателя падают, и автомат переключается на пониженную передачу. В результате на горку можно вообще не заехать. Также автоматическая трансмиссия может включить понижайку перед грязью — тогда питбайк застрянет. Поэтому автоматические трансмиссии на взрослые питбайки не ставят. 

Полуавтоматическая коробка — казалось бы, золотая середина. Но для переключения передач на ней приходится постоянно нажимать и отпускать газ. Это мешает поддерживать нужную скорость — особенно на бездорожье, где и так постоянно приходится работать с рычагом газа.

Кратко

Есть 3 типа коробки переключения передач: механическая, автоматическая и полуавтоматическая. Для питбайков лучше всего подходит МКПП — она проще устроена и позволяет точнее держать обороты двигателя на бездорожье.