Выбрать первый снегоход сложно: производителей в мире немало, моделей они выпускают много, а отличия между модификациями могут быть непонятны. При этом техника стоит дорого, и ошибаться не хочется.
В этой статье мы собрали полезные советы о том, как выбрать снегоход, и составили список проверенных брендов, представленных на российском рынке.
Сколько стоит снегоход
В России можно найти снегоходы и за несколько сотен тысяч, и за пару миллионов. При выборе проще всего ориентироваться на свой бюджет.
До 400 тысяч рублей. В этом диапазоне есть два варианта: либо купить новый снегоход от отечественного производителя — «Русской Механики» или Stels, либо найти технику с пробегом от импортного бренда. Покупать снегоход с рук стоит с осторожностью: не каждый снегоходчик сможет самостоятельно проверить, в каком состоянии находится техника. Плюс даже за 400 тысяч рублей, скорее всего, выбор будет очень небольшим.
400-700 тысяч. С таким бюджетом уже можно искать снегоходы с пробегом от брендов мирового уровня: и выбор будет больше, и состояние посвежее. Также можно попробовать поискать и новую технику от импортных производителей — возможно, в каких-то салонах остались прошлогодние модели. Однако если они и найдутся, то ассортимент можно будет пересчитать по пальцам. Поэтому, если и брать новую технику, лучше нацелиться на топовые модели той же «Русской Механики» (вроде Vector) или Stels (в диапазоне 500-700 тысяч рублей у них есть около десятка моделей).
От 700 тысяч до 1 млн. Уже можно присматриваться к новой импортной технике. В этом диапазоне будут доступны снегоходы от Arctic Cat, Yamaha и начальные модели Ski-Doo, Lynx и Polaris. Если искать простой утилитарник или «туриста», то этих денег хватит с запасом.
1-1.5 млн. Бюджет, который уже позволяет выбирать модели из новых модельных лет импортных брендов вроде Ski-Doo, Lynx, Polaris, Arctic Cat, Yamaha. В таком диапазоне можно найти мощную технику для самых сложных условий: например, чтобы завозить дрова и продукты из магазина в удаленный поселок в северных регионах.
Свыше 1.5 млн. Такого бюджета хватит на самый мощный снегоход в топовой комплектации. Обычно максимальный ценник на большинство моделей находится в районе 2-2.4 млн рублей.
Выбор по назначению
Все снегоходы по назначению делятся на несколько больших групп:
Утилитарные. Одна из самых массовых категорий, созданная для работы. Снегоходы-утилитарники имеют надежную и простую конструкцию, устойчивы к длительной эксплуатации и работе под большой нагрузкой. Бывают одно- и двухместными, могут иметь моторы разной мощности — от экономичных до очень мощных. Часто имеют грузовую площадку. Передняя подвеска — телескопическая или рычажная. Гусеница обычно шириной 500 или 600 мм. Такую технику берут, чтобы ездить на охоту и рыбалку, перевозить дрова или провиант, ездить по заснеженным просторам.

Популярный и мощный утилитарный снегоход РМ Варяг 550
Туристические. Технически во многом похожи на утилитарники. Отличия заключаются в большем количестве опций для комфорта и более интересном дизайне. Идеальны для ровных полей и заснеженных дорог с плотным и не очень глубоким снегом.
Спортивные. Заточены под подготовленные трассы или прыжки. Имеют мощные двигатели, небольшой вес, короткий тоннель, узкое сиденье, короткую и узкую гусеницу с небольшим грунтозацепом. Важный момент: спортивные снегоходы созданы для экстрима, а для других условий и задач (например, поездок по лесу или горным склонам, и тем более для перевозки грузов) не подходят.
Горные. Предназначены для высоких склонов и глубокого нетронутого снега. Имеют мощные моторы (нередко с турбиной), длинные узкие гусеницы с большим (до 76 мм) грунтозацепом, легкий корпус с коротким туннелем.
Кроссоверы. Универсальная техника, которая сочетает характеристики горных и утилитарных снегоходов. Некоторые производители не причисляют свои снегоходы к кроссоверам, даже если на практике они такими являются.
Выбор по региону
От этого зависит:
- возможность ремонта — найдется ли в вашем населенном пункте или поблизости мастер, который сможет обслуживать снегоход;
- доступность деталей — будут ли они в наличии, или их придется заказывать и долго ждать.
Если вы живете в Москве или любом более-менее крупном городе, выбирать можно технику любого бренда, представленного официально. А вдали от цивилизации или в небольшом городе лучше присмотреть самую распространенную и надежную модель. Например, жителям удаленных поселков и маленьких городов с длинными снежными зимами скорее стоит взять недорогой в ремонте «Буран» от российского бренду «Русская Механика», чем более мощный и навороченный утилитарник от Ski-Doo.
Выбор по техническим характеристикам
Мощность двигателя
Чем мощнее двигатель — тем:
- большую скорость сможет развить снегоход;
- больше веса он сможет буксировать;
- резче он сможет разгоняться;
- в более крутые склоны он сможет подниматься;
- громче он будет работать (не самый важный фактор, но иногда — например, на охоте — хочется иметь негромкий мотор);
- больше топлива он будет потреблять.
Поскольку снегоходы — техника нетяжелая, гоняться за огромным числом «лошадей» (больше сотни) под капотом стоит лишь в редких случаях: например, если вы серьезно занимаетесь спортом, или планируете часто буксировать под завязку загруженные сани. Для несложных туристических поездок хватит мощности до 70-80 л.с., для утилитарных снегоходов — до 100 л.с.
Тип двигателя (количество тактов)
Главная конструктивная особенность, по которой различаются двигатели снегоходов — это количество тактов. Их может быть два или четыре.
Рассказываем, в чем различия:
Двухтактный двигатель | Четырехтактный двигатель | |
Расход топлива | Выше | Ниже |
Расход масла | Намного выше | Почти не расходуется |
Шум при работе | Сильнее | Слабее |
Заводится в сильный мороз (-25° и ниже) | Лучше | Хуже |
Ремонтопригодность | Высокая | Высокая, но ремонтируется сложнее, чем двухтактный |
Склонность к перегреву | Выше | Ниже |
Цена | Дешевле | Дороже |
Вес самого двигателя | Легче | Тяжелее, обычно на 20-40% |
Запах выхлопа | Резкий, ощущается сильно | Почти не ощущается |
Нельзя однозначно сказать, что какой-то из типов двигателя лучше или хуже — плюсы и минусы есть у обоих. Но обычно четырехтактники берут для несложных задач, частых поездок, и не очень холодного климата. А двухтактники ставят на спортивные и горные снегоходы, для которых в приоритете мощность. Выше в таблице мы ничего не говорили про мощность, но поскольку двухтактный двигатель весит меньше четырехтактного — общий вес снегохода будет меньше. А значит, и мощность на единицу веса у двухтактников выше.
Объем бензобака и расход топлива
Этот пункт важен для тех, кто планирует ездить далеко. Например, по техпаспорту РМ Буран 4ТД (как на фото ниже) расходует 21-25 л на 100 км (при 28-литровом баке). Для утилитарника весом под 300 кг это нормальный показатель. Однако на практике с пассажиром и с полностью нагруженными санями на буксире расход увеличивается примерно вдвое.
Если для вас это важный критерий, перед покупкой лучше с уточнить у продавцов, в соцсетях и на форумах о том, каким будет реальный расход топлива под разной нагрузкой. Так вы поймете, на какой пробег вам будет хватать полного бака, придется ли возить с собой канистры, и сколько они будут весить.
Размеры гусеницы
Характеристики гусеницы очень сильно влияют на проходимость снегохода. Обращать внимание нужно на следующие параметры:
- Ширина. По ширине трака все снегоходы делятся на обычные (около 400 мм), вайдтраки (или WT, с шириной около 500 мм) и супервайдтраки (SWT, около 600 мм). Чем шире гусеница — тем по большей площади распределяется вес снегохода, а значит, тем лучше он держится на поверхности, но и тем плавнее поворачивает. Особняком стоят снегоходы «Буран» от «Русской Механики»: они имеют одну лыжу и две гусеницы (вместо одной гусеницы и двух лыж у остальных снегоходов), общей шириной более 700 мм.
- Длина. Чем длиннее гусеница, тем большее количество снега за один оборот она может захватить, и по тем большей площади распределяется вес снегохода. Обычно утилитарные и туристические модели выпускают с длинной и широкой гусеницей, горные — с длинной и узкой, спортивные — с короткой и узкой.
- Высота грунтозацепа. Чем выше грунтозацеп, тем более глубокий снег можно преодолевать (а для горных снегоходов — тем проще взбираться вверх и тормозить на спуске). Для горных склонов нужен большой грунтозацеп (от 45-50 мм). Для глубоких сугробов достаточно зацепов 35-45 мм. Для остальных условий — достаточно до 32 мм.
Передняя подвеска
У снегоходов с двумя лыжами она бывает двух видов:
- Рычажная. В плане управляемости и комфорта — самая лучшая. С ней комфортно закладывать резкие повороты, в том числе на большой скорости. А еще рычажная подвеска дает больший дорожный просвет. Из минусов — рычаги проще погнуть о скрытый под снегом пенек, они могут нагребать перед собой снег, если забраться в слишком глубокие сугробы, и мешать при езде по камышу или через невысокие кусты.
- Телескопическая. Управляется не так точно и резко, как рычажная, зато наружу ничего не выступает — а значит, и зацепиться за пенек нечему, и проходимость лучше (потому что ничего не нагребает снег). Обычно телескопические подвески ставятся на утилитарники.
Поскольку в России продается много снегоходов «Буран» с одной лыжей (на фото выше), упомянем и про его подвеску.
Здесь используется рессора, которая смягчает неровности. Конструктивно все сделано предельно просто, чтобы сломать эту рессору — надо сильно постараться (особенно если учесть, что на «Буранах» рекорды по скорости не ставят). Входить в повороты однолыжный снегоход будет еще плавнее, чем снегоход с телескопической подвеской, сильные удары рессора тоже не сгладит, но зато в плане проходимости все супер.
Расстояние между лыжами
Чем оно больше — тем более устойчив снегоход, и тем меньше он будет наклоняться при резких поворотах. И наоборот: узкая колея позволяет закладывать резкие повороты, переносить вес на одну лыжу и протискиваться между деревьями в лесу.
Обычно на моделях подороже расстояние между лыжами регулируется.
Форма и размер лыжи
Если у лыжи короткий конек — это улучшит управляемость на неровной дороге. Если длинный — снегоход лучше будет проходить по рыхлому снегу. Этот пункт далеко не самый основной: производители отлично понимают, какую лыжу на какой технике нужно ставить. Заострять внимание новичку на лыжах не стоит, но для общего контекста мы упомянули и эту информацию.
Ветровое стекло
Высокое и широкое ветровое стекло защищает райдера от встречного ветра, летящего в лицо снега и лесных веток. Так что с ним кататься комфортнее.

Широкое, но не очень высокое стекло у Polaris Indy 850 XC
Но есть и минусы: если снегоход перевернется, стекло может треснуть. Также оно ухудшает аэродинамику, поэтому на спортивные и горные снегоходы обычно ставятся короткие щитки. В общем, стоит определиться где и с какой целью вы будете ездить чаще всего, и нужно ли вам высокое ветровое стекло.
Ширина сиденья
На это стоит обращать внимание, если вы планируете кататься стоя на полусогнутых ногах и балансируя телом на крутых поворотах. Для езды стоя лучше подходит узкое сиденье. Поэтому на спортивных и горных снегоходах ставятся обычно именно такие кресла — узкие и короткие.
Подножки
Их длина и ширина влияют на то, насколько удобно будет передвигаться при езде стоя (то есть, сколько пространства у вас будет, чтобы смещаться). А конструкция подножек влияет на то, будут ли они набирать снег.
Хорошие подножки имеют отверстия (чтобы вес был меньше, а снег не задерживался сверху) и выступающие вверх элементы (чтобы подошвы ботинок не скользили).
Есть и другой вариант: у снегоходов «Буран» стоят очень широкие подножки без отверстий, идущие по всей длине сидений. С них приходится счищать снег, но зато на них больше пространства для ног, и можно даже расположить груз (например — лопату или ружье).
Крепления для аксессуаров
Даже если кататься на снегоходе по знакомым дорогам вокруг дачного поселка, с собой придется взять какие-то вещи. А для долгого и длительного заезда понадобится немало полезного: от лопаты до запаса еды.
Поэтому перед покупкой лучше узнать, предусмотрены ли для снегохода:
- фирменные аксессуары, которые встанут именно на эту модель — кофры, ящики, держатели;
- крепления — чтобы аксессуары не мешали в поездке и не упали за борт на крутом повороте.
Багажная площадка
Присутствует у многих «туристов» и почти у всех утилитарников, обычно имеет борта, к которым можно привязывать груз. Очень полезно, если на площадке будут крепления для специальных аксессуаров — такие есть, например, у Polaris (совместимые аксессуары системы Lock & Ride) и у Ski-Doo (под аксессуары LinQ).

На широкую площадку “Бурана” с высоким бортом можно надежно закрепить кофр, канистру, или обычную сумку
Базовая комплектация
Незаменимые опции для любых снегоходов:
- обогрев курка газа и ручек руля — потому что при встречном ветре руки мерзнут даже в толстых перчатках и в небольшой мороз;
- обогрев сиденья — полезен в долгих поездках.
Если обогревов нет — можно докупить и установить самостоятельно.
Еще важны:
- фаркоп, чтобы можно было использовать прицеп и брать побольше груза;
- пассажирское место или возможность его установки.
Не настолько важно, но полезно, если у снегохода будет электростартер, дополнительный свет, защита рук, навигатор (или штатное место для его установки), и порт для зарядки смартфона (особенно если навигатора нет).
Обзор популярных брендов
Stels
Российский производитель, начал работу в 1996. Выпускает удивительно дешевую технику: простой и компактный «Капитан» с 9.4-сильным двигателем стоит всего 212 тысяч рублей, а самый дорогой 60-сильный «Витязь» — 650 тысяч. Эту марку часто выбирают новички в качестве первого снегохода. Также они подойдут для несложных поездок и работы.
Русская Механика
Еще один российский бренд, но уже с более серьезным ассортиментом. Его производство расположено в Рыбинске Ярославской области. Выпускает надежные, простые конструктивно и в ремонте, ориентированные на российский климат снегоходы для работы. Их линейка «Буран» стабильно входит в топ-3 самых продаваемых в РФ.

Тайга Патруль 551: мощный и надежный утилитарник с 600-миллиметровой гусеницей
Рассмотрим кратко линейки бренда:
- «Буран». Имеет редкую сейчас компоновку: одна лыжа и спаренная (шириной целых 720 мм) гусеница. Максимально простой, с минималистичной внешностью, он хорош и в качестве основного транспорта, и в качестве буксира для грузов. «Буран» часто берут те, кому важна практичность и эффективность — от охотников-рыбаков до жителей Крайнего Севера. В линейку входят несколько моделей с разной длиной и комплектацией, с двигателями мощностью от 27 до 34 л.с.
- «Тайга Варяг». 43- или 55-сильные утилитарники с телескопической подвеской и 500-миллиметровой гусеницей. В линейке есть три двухместные модели, отличающиеся комплектацией и расцветкой.
- «Тайга Патруль». Добротные и мощные двухместные утилитарники. От «Варягов» отличаются более широкой (600 мм) гусеницей и мощностью двигателей — 55 или 60 л.с.
- Vector. Если все предыдущие модели имели простоватый дизайн, «Векторы» уже могут поспорить внешностью со снегоходами мировых брендов. Это пара комфортных «туристов» с рычажной подвеской, 60- или 67-сильным мотором, 42-литровым бензобаком, широкой комплектацией и гусеницей шириной 500 мм.
- Frontier. Этот 72-сильный снегоход относится к «туристам», но по сути универсален. Мощный литровый мотор, горная стопа и «рога» на руле позволяют ему отлично чувствовать себя на склонах. Идеальная развесовка даёт хорошую управляемость и возможность входить в резкие повороты, а съемное пассажирское сиденье, багажная площадка и фаркоп в комплекте позволяют брать много груза.
Polaris
Американский производитель, появившийся в 1954. Еще с 1980-х годов входит в список лидеров среди снегоходных брендов. Выпускает несколько десятков моделей — от чистых «спортсменов», участвующих в профессиональных гонках, и до надежных, недорогих и неприхотливых утилитарников.

Кроссовер Polaris Switchback 850 Pro: один из самых быстрых серийных снегоходов этого бренда
Ежегодно обновляют модельный ряд (в «плодовитости» их могут обойти разве что Ski-Doo), совершенствуют свою технику и изобретают новые решения. В РФ работает широкая дилерская сеть, охватывающая более 50 городов — так что поиск запчастей и обслуживание снегоходов проходят без проблем.
Ski-Doo и Lynx
Это бренды-близнецы: они входят в канадскую компанию BRP. Отличия заключаются только в рынке сбыта и месте производства: Ski-Doo делаются в Канаде для местного и американского потребителя, а Lynx — выпускаются в Финляндии для ЕС. В остальном отличия между моделями заключаются в дизайне, количестве снегоходов в линейках и совсем немного — в технических характеристиках. В России продается техника обеих марок (и Lynx, и Ski-Doo).
Модельный ряд снегоходов от BRP огромный — по несколько десятков моделей у каждого бренда. Среди них есть техника всех видов: туристическая, утилитарная, горная, спортивная, экстремальная и универсальная. Большинство моделей стоит недешево: от 1.3 до 1.8 млн рублей.
Arctic Cat
Американский производитель, появившийся в 1960 году. Входит в список самых известных в мире (наряду с Polaris и Ski-Doo). Выпускает туристические, горные, утилитарные снегоходы и кроссоверы. Ассортимент не очень большой — в каждой категории есть буквально по несколько моделей.
В России долгие годы был популярен утилитарник Arctic Cat Bearcat 570. Эта серия до сих пор существует, однако ее потеснили модели других производителей. Ещё один нюанс: сейчас в РФ снегоходы этого производителя просто не завозятся. То есть, официально их нигде не купить — только с рук. А значит, и выбор моделей будет единичный, и с поиском деталей возникнут проблемы, и продать потом такую технику вряд ли получится.
Yamaha
Этот японский бренд выпускает снегоходы больше полувека: с 1968 года. Техника Yamaha имеет репутацию неубиваемой, за что ее и любят в нашей стране. Большого ассортимента у бренда нет, но это даже упрощает выбор: не придется разбираться в десятках моделей.

Один из самых любимых “японцев” в РФ: Yamaha Viking VK540V
В 2021 году в России можно найти пять снегоходов этой марки:
- Туристический RS Venture TF: двухместный, с литровым 125-сильным двигателем, узкой гусеницей и неплохой комплектацией. Подходит для комфортных поездок на дальние расстояния.
- Утилитарные VK540V и VK Professional II EPS. Двухместные надежные и неубиваемые машины, которые подходят для работы: объезда территорий, буксировки тяжелых саней. VK540V имеет телескопическую подвеску, VK Professional — рычажную.
- Спортивные Sidewinder: X-TX SE 141 и B-TX LE 153. Вообще линейка Sidewinder более обширная, но в нашу страну доехала не в полном составе — все-таки спрос на чисто спортивные снегоходы в России не слишком большой. Обе модели одноместные, с внушающим трепет 182-сильным мотором, регулируемой лыжной колеей и подвесками с длинным ходом. Главное отличие заключается в размере гусениц.
Где купить снегоход
Новый снегоход можно приобрести в нашем салоне. Atvarmor — официальный дилер двух топовых производителей: американского Polaris и российского «Русская Механика». У нас в наличии широкий выбор моделей этих брендов, обслуживать и тюнинговать технику тоже можно у нас.
Звоните по номеру +7 (495) 127-01-50, пишите или приезжайте в наши салоны — мы с радостью поможем вам определиться с выбором модели.