Скажем сразу: нет такого снегохода, который одинаково легко проезжал бы по любой местности. Модели, которые запросто залетают на крутые склоны, застрянут с грузом в лесу. А тяжелые «тягачи», наоборот, не смогут забраться на вершину.
Мы расскажем о параметрах, которые влияют на проходимость, и выберем лучшие снегоходы для разных условий. Для примера возьмем снегоходы Ski-Doo и Lynx — они самые узнаваемые среди любителей активного отдыха.
Ski-Doo и Lynx выпускают снегоходы самых разных классов — от тяжелых утилитарных до резвых горных моделей
Харатеристики, которые задают проходимость
Размер гусеницы. Большая гусеница увеличивает площадь контакта со снегом, чтобы снегоход меньше давил на него и не проваливался.
Оптимальные размеры гусеницы зависят от потребностей райдера:
- Для экстрима нужна узкая и длинная гусеница с большими грунтозацепами. Примерные размеры — 3900х400*60 мм. На ней снегоход легко лавирует между елок и встает на одну лыжу, при этом резво ускоряется в любом снегу и преодолевает почти отвесные вершины. Раскрутить такую гусеницу может только техника с подрывным мотором — маломощная модель быстро завязнет.
- Для прогулок и спокойного туризма идеальна длинная и широкая гусеница со средними грунтозацепами — 3900х500*30 мм. Она уплотняет под собой снег и держит снегоход на поверхности даже при неспешной езде. Еще такая гусеница повышает устойчивость и сохраняет комфорт на малоснежье и укатанной трассе — райдер может расслабиться и реже ловить технику весом тела.
- Для буксировки грузов, езды по частолесью и метровому снегу с пассажиром и снаряжением идеальна гусеница увеличенной ширины. Примерные размеры — 3900х600*30. Она повышает тяговую способность и лучше других держит технику на снегу. Но важно учитывать, что маневрировать на снегоходе с такой гусеницей сложнее.
Широкую гусеницу точно оценят промысловики и егери
Тип передней подвески. Самый популярный вариант — рычажная подвеска. Она длинноходная и позволяет установить продвинутые амортизаторы, чтобы мчаться по неровностям и круто закладывать в повороты. Но рычаги нагребают перед собой снег и могут цепляться за препятствия. Поэтому, если маршруты пролегают по буеракам и частолесью, лучше присмотреться к телескопической подвеске. Она менее комфортная, зато очень прочная.
Вес. Чем легче снегоход, тем меньше он давит на снег и реже застревает. Поэтому при прочих равных более проходимой будет та модель, которая весит меньше.
Мощность двигателя. Провернуть гусеницу в снегу непросто, особенно на подъеме или с грузом. Поэтому для высокой проходимости снегоходу нужен производительный двигатель. Оптимальная мощность для равнины — от 60 л.с., для сложной местности — от 120 л.с.
Тип двигателя:
- Четырехтактный. Его ставят на снегоходы для работы и туризма. Он тяговитый с низких оборотов и позволяет плавно тронуться с места — это особенно важно для тяжелых широкогусеничных снегоходов, которые могут легко застрять при пробуксовке. Расход у такого мотора экономичный, а выхлоп тихий и почти без запаха, как у автомобиля.
- Двухтактный. Ставится на модели для активного отдыха и экстремальных условий, чтобы пробивать дорогу по крутым заснеженным склонам и буеракам. Он легче и мощнее четырехтактного мотора, быстро набирает обороты и мгновенно ускоряет снегоход на любом снегу. Минусы у «двухтактника» тоже есть — шумность, едкий запах выхлопа и относительно большой расход.
Трансмиссия. Если снегоход нужен для перевозки грузов, лучше выбирать модель с понижающей передачей. Она уменьшает нагрузку на двигатель, чтобы проходимость сохранялась даже с поклажей и санями. Туристам и любителям экстремального катания «понижайка» не нужна.
Вес снегохода — особенно важный параметр, если хочется кататься в горах. На склонах нужно активно работать телом, а тяжелая техника в таком режиме быстро выматывает
Классы проходимых снегоходов
Проходимые снегоходы делятся на 4 класса — утилитарные, туристические, горные и кроссоверы.
Утилитарные. Лучшие снегоходы для работы, охоты и рыбалки. Оснащаются широкой гусеницей (500-600 мм), телескопической подвеской, удобным широким сиденьем, ветрозащитой, багажником и сцепным устройством для перевозки грузов. Трансмиссия у них обычно с понижающей передачей, а двигатель — четырехтактный. Но также встречаются двухтактные утилитарные модели для сложных маршрутов и экстремальных морозов под -50°С.
Пример утилитарного снегохода — Ski-Doo Skandic LE. Он построен на платформе REV Gen4 с централизованной массой, поэтому при большом весе сохранил отзывчивую рулежку. Двигатель — мощный, на 95 л.с. Еще одна его особенность — задняя подвеска SC-5U, которая не проседает при перевозке грузов и имеет открытую конструкцию, в которой не скапливается снег. Для быстрого крепления аксессуаров у «Скандика» есть крепежная пластина грузоподъемностью 56 кг.
За счет телескопической подвески на двух «столбах» днище снегохода похоже на лодку и плывет по препятствиям
Туристические. Эти снегоходы похожи на утилитарные, но выпускаются с четырехтактным двигателем, рычажной подвеской и, чаще всего, гусеницей шириной 500 мм — для комфорта. Еще у них расширенная комплектация для дальних путешествий. Обычно в нее включены пассажирское сиденье со спинкой и ручками, вместительный кофр объемом около 100 л, разъемы для подогрева визора и ЖК-дисплей.
Пример туристического снегохода — Ski-Doo Expedition SE. Это самая роскошная модель на рынке. Она оснащена задней подвеской с пневмоподкачкой и роскошной приборной панелью — 7,2″ или 7,8″ с возможностью подключения к смартфону. Еще, в отличие от Skandic, для нее доступен турбированный двигатель Rotax на 150 л.с. С таким можно насладиться скоростью и быстро преодолеть большое расстояние.
Для туристических снегоходов производители выпускают множество аксессуаров — от специальных боксов под багаж до креплений для канистры или лопаты
Горные. Рекордсмены по проходимости — могут забраться на склоны, которые неподвластны для других снегоходов. Секрет «горников» — в сочетании малого веса (около 250 кг), длинной гусеницы с крупными грунтозацепами и подрывного двухтактного мотора. Они молниеносно ускоряются и очень маневренные, но подходят только для активного катания в горах. Неспешно ехать на такой технике некомфортно — она валкая, с неудобной посадкой, слишком резкая и с минимумом опций.
Пример горного снегохода — Ski-Doo Summit X Expert 850 E-TEC. У модели мощный двигатель на 165 л.с, который быстро реагирует на газ благодаря ускорительным форсункам. Дополняет мотор длинноходная подвеска tMotion XT и узкий корпус, который не «якорится» в глубоком снегу и упрощает рулежку.
Для экстремальных вершин особенно хороши турбированные горные снегоходы, их мощность не угасает даже на высоте 3000 м
Кроссоверы. Совмещают в себе характеристики разных классов. Например, у кроссовера может быть широкая утилитарная гусеница и двигатель от «горника». Это делает его более универсальным: можно и съездить в горы, и прокатиться по равнине с семьей.
Пример кроссовера — Lynx Brutal. У него двухтактный двигатель, как у горного снегохода, и ширина гусеницы как у утилитарника — до 500 мм, в зависимости от версии. При этом грунтозацепы горные — 60 мм, с такими можно уверенно заезжать в подъемы по рыхлому и глубокому снегу.
Чудес от кроссовера ждать не стоит — на нем устаешь быстрее, чем на специальной горной модели
Где купить проходимый снегоход
Снегоходы Lynx и Ski-Doo можно купить в ATVARMOR. Хотя официальных поставок нет, мы привезем любую модель под заказ, а еще поможем с обслуживанием и установим необходимые аксессуары. Техника в наличии тоже есть — заходите посмотреть, что можно купить сегодня.