Слово «мотоцикл» объединяет в себе огромное количество двухколесной техники, которое делится на несколько крупных категорий.
Самым легким и компактным среди мотоциклов является питбайк. Спортивный по дизайну, небольшой по размерам — он привлекает многих любителей двухколесной техники, но при этом имеет немало особенностей.
Мы расскажем, чем именно он отличается от «обычного» мотоцикла, и кому и когда стоит его выбирать.
Отличия в назначении, статусе и оформлении питбайка и мотоцикла
Самое главное отличие: питбайк — не транспорт, а спортивный инвентарь. А это значит, что:
- его нельзя поставить на учет, как мотоцикл;
- на нем нельзя выезжать на «обычные» автодороги;
- на него не нужны права.
Сам по себе питбайк — это облегченный мини-мотоцикл, раньше использовавшийся для обслуживания гоночных мотоциклов на соревнованиях, чтобы быстро перемещаться по трассе. Но позже, в 1970-х, его выделили в отдельный класс техники, и сейчас применяется для спортивных дисциплин нескольких видов:
- фристайл — трюки, выполняемые в прыжках с трамплина;
- мотокросс — гонки по подготовленным трассам, обычно на небольшой дистанции;
- эндуро — гонки по бездорожью.
А еще позже питбайки для эндуро и мотокросса стали выпускать отдельно. Для эндуро их делают более вездеходными, а для мотокросса — с увеличенным диаметром колес.
Технические отличия между питбайком и мотоциклом
Будем сравнивать питбайки нескольких моделей BSE и Kayo, и классический городской мотоцикл CFMOTO 250 NK (ABS).
Габариты
Первое, что бросается в глаза — размеры: питбайки намного меньше. В среднем габариты такие:
Параметр | 125-кубовые питбайки | 250-кубовые питбайки | CFMOTO 250 NK (ABS) |
Длина, см | 155-170 | 185-210 | 199 |
Ширина по рулю, см | 75-80 | 75-80 | 78 |
Высота, см | 80-100 | 95-110 | 107 |
Колесная база, см | 110-120 | 130-150 | 136 |
Вес, кг | 65-80 | 110-115 | 151 |
Клиренс, см | 20-22 | 25-28 | 15 |
Как видим, даже мощные 250-кубовые питбайки, по размеру почти сравнимые с компактным мотоциклом — меньше весят, и клиренс имеют намного больший. Ну а более распространенные питбайки с двигателями в 125-150 «кубов» и по размеру будут отличаться.
Из прочих важностей: небольшой вес — это плюс для «грязевого» транспорта. Даже если застрять, его получится легко вытащить даже в одиночку. А еще маленькие габариты упрощают транспортировку — чтобы добраться до трассы, питбайк со снятым колесом можно уместить даже в багажник кроссовера, универсала или крупного хетчбека со сложенными задними сиденьями.
Двигатель, мощность, скорость
Детские и подростковые питбайки обычно имеют 50-100-кубовые двигатели мощностью около 2-3 «лошадей». У 125- и 150-кубовых моделей мощность обычно составляет 8-15 л.с., чего хватает для разгона до 90-100 км/ч по прямой ровной дороге. А самые мощные 250-кубовые могут вырабатывать 17-21 л.с.
Для сравнения: 250-кубовый мотоцикл имеет среднюю мощность около 25-30 л.с., а 125-кубовый — около 12-15.
Из прочих «моторных» нюансов — у питбайков обычно ставится глушитель с большим диаметром выхлопного отверстия. Звучит такой при перегазовке очень громко.
Управляемость
По управляемости питбайк — это что-то среднее между мотоциклом и велосипедом, но есть пара особенностей:
- Вес и размер. За счет маленьких габаритов и веса райдеру приходится намного активнее работать ногами и корпусом: чаще и сильнее отклоняться вперед-назад и в стороны, прочнее держаться бедрами за сиденье. А небольшая высота по сиденьям позволяет перебирать ногами, что может пригодиться для быстрых поворотов, или для аккуратного прохождения особенно сложного участка.
- Мощность. Поскольку питбайки имеют примерно такое же (или чуть меньшее) количество «лошадей», но при этом весят в 1.5-3 раза меньше, чем мотоциклы — они намного резвее стартуют и разгоняются.
Что в итоге: питбайк рулится чутче и реагирует на поворот руля намного резче, чем мотоциклы и скутеры.
Колеса
У питбайков маленькие колеса — их диаметр может составлять от 12 до 18 дюймов сзади и от 14 до 21 дюйма спереди. Обычно у классических питбайков (без уклона в кросс) колеса имеют диаметр до 14/17 дюймов.
Это делается в пользу проходимости и динамике: маленькие колеса меньше весят, а еще позволяют намного быстрее разгоняться.
Подвеска
Поскольку питбайки заточены под трамплины, прыжки, и просто бездорожье с ямами и кочками — они имеют увеличенный ход подвески: обычно это 25-30 см. Сама подвеска также устроена просто: сзади — моноамортизатор, спереди — перевернутая вилка. На удары они реагируют очень чутко, чтобы гасить их при приземлениях.
Стартер
Часто, особенно у бюджетных моделей, вместо электростартера ставится кикстартер. Это не только удешевляет питбайк, но и делает его легче — поскольку можно обойтись без аккумулятора.
Заключение: что лучше брать?
Как видим, питбайки и мотоциклы — совершенно разные виды транспорта, несмотря на внешнюю схожесть.
Первые подходят чисто для спорта: погонять по подготовленным (или неподготовленным) маршрутам ради удовольствия, или даже поучаствовать в соревнованиях. Вторые — для того, чтобы добираться из пункта А в пункт Б, и ездить по «обычным» автодорогам.