Статьи

Контрруление на мотоцикле: как освоить приём, который ставит в тупик новичков

Контрруление на мотоцикле: как освоить приём, который ставит в тупик новичков

Про контрруление рассказывают во всех мотошколах, и как правило, это одна из самых сложных тем для новичков. При этом все, кто уже водит байк, автоматически применяют его в каждой поездке. 

Разберемся в нюансах этого приема: что это такое, почему работает и как освоить технику.

Контрруление на мотоцикле: как освоить приём, который ставит в тупик новичков

Техника контрруления

Что такое контрруление

Суть контрруления в том, чтобы при повороте толкнуть руль не в нужную сторону, а в противоположную. Звучит абсурдно, но это единственный способ повернуть на мотоцикле. 

А теперь погрузимся в детали, чтобы разобраться в этом парадоксе.

На очень маленькой скорости — примерно до 20 км/ч — двухколесный транспорт поворачивает в ту сторону, куда повернуто переднее колесо. Поэтому, например, на велосипедах эффект контрруления ощущается не так сильно.

На большей скорости усиливается гироскопический эффект: движущийся мотоцикл старается сохранить вертикальное положение. Если попытаться отклонить колесо от прямой оси, центробежная сила будет давить в противоположную сторону.

Выход из этой ситуации — слегка качнуть руль в противоположную сторону. Центробежная сила, которая сопротивляется повороту, не исчезнет сразу — пока она будет действовать, мотоцикл повернет и при этом сохранит устойчивость.

Контрруление на мотоцикле: как освоить приём, который ставит в тупик новичков

Чем тяжелее байк и чем выше скорость, тем сильнее ощущается эффект контрруления

Нужно ли тренировать контрруление

Да, его важно отработать новичкам и тем, кто недавно сменил байк. Особенно если у нового мотоцикла колесная база и вес намного отличаются от предыдущего. Во время тренировки райдер поймет, как сильно нужно толкать рукоятку руля при разных скоростях и радиусах поворота.

Как освоить технику

Проще всего ощутить эффект контрруления можно с одной рукой на руле. Радиус тренировочного поворота должен быть максимально большим — то есть, поворот должен быть плавным. 

Итак, вот что нужно сделать: 

  1. Разогнаться до скорости 25–30 км/ч. Ее хватит, чтобы ощутить эффект. 
  2. Оставить на руле ту руку, в направлении которой нужно повернуть, а вторую  снять с рукоятки. Например, если поворот налево — оставляем только левую руку. Важно: это совет только для отработки на пустой дороге, чтобы лучше ощутить, насколько сильно нужно давить на рукоятку. Во время реальной поездки убирать руку с руля нельзя. 
  3. Перед поворотом слегка оттолкнуть от себя рукоятку и чуть наклониться в сторону поворота. Рука на руле должна ощутить сопротивление, а байк — повернуть в нужную сторону. Еще лучше это можно понять, если давить на рукоятку не всей ладонью, а одним–двумя пальцами. 
  4. Когда рука на руле почувствует, что сопротивление растет — ослабить давление на рукоятку, и байк войдет в поворот.
Контрруление на мотоцикле: как освоить приём, который ставит в тупик новичков

Отрабатывать контрруление на оживленной дороге не стоит: лучше выбрать пустой участок или поехать на автодром

Кратко

Контрруление — это не особый прием, а единственный способ повернуть на мотоцикле. Его суть в том, что для поворота нужно толкнуть рукоятку руля в противоположную сторону, и затем ослабить давление. Чем выше скорость, тем меньше усилий нужно прилагать для контрруления, и наоборот.