В характеристиках любого квадроцикла указывается рекомендуемый класс бензина. Если мотор инжекторный, как у большинства современных моделей, то это будет АИ-95. Для карбюраторных моторов лучше подходит АИ-92.
Расскажем, почему квадроциклу нужен именно такой бензин, и что будет, если выбрать не тот шланг на АЗС.
Как вид бензина влияет на работу двигателя
Квадроцикл едет, потому что внутри мотора сгорает бензин. Горение происходит внутри камеры сгорания — здесь топливо смешивается с воздухом и поджигается искрой от свечи зажигания. В результате образуется энергия, которая толкает поршень вверх и вращает колесный вал.
Рабочая температура, момент подачи искры и самое главное — степень сжатия внутри цилиндра у всех моторов разные. Поэтому-то для каждого двигателя и нужен «свой» бензин, который будет выдерживать сжатие до подачи искры. Если выбрать топливо с более низким октановым числом, то оно может взорваться в цилиндре раньше, чем его подожжет искра.
АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100 — чем отличаются классы бензина
Аббревиатура «АИ» расшифровывается как «автомобильный, исследовательский». Второе слово обозначает, что цифры после АИ определены в результате исследования.
92, 95, 98 и 100 — это октановое число. Оно показывает, насколько плавно сгорает бензин, и устойчив ли он к взрыву при сжатии. Чем выше АИ, тем меньше шанс, что топливо взорвется раньше времени.
АИ-95-К5, АИ-92-К5 и прочие нововведения: что означают буквы после октанового числа
На некоторых заправках уже можно встретить дополнительные буквы и цифры в маркировке бензина, например АИ-95-К5. Последняя часть маркировки обозначает, что это топливо экологического класса Евро-5. Других значений, кроме К5, на 2025 год в России нет.
Что будет, если залить бензин «младшего» класса
Проблему не будет видно сразу: квадроцикл спокойно заведется и поедет. Возможно, в поездке будут ощущаться менее стабильный отклик на газ, падение мощности, увеличение расхода топлива и увеличение температуры масла. В жаркую погоду двигатель может перегреться.
Проблемы появляются, потому что бензин в цилиндре не горит, а взрывается. Больше всего это вредит поршню: взрыв бьет по нему снизу вверх.
Есть ли смысл заливать мотор высшего класса
Нет. Квадроцикл не получит прибавку к мощности, и никаких других улучшений тоже не случится. На долговечность мотора это тоже вряд ли повлияет, потому что на «своем» АИ будет работать так же стабильно, как и на топливе с более высоким октановым числом. Поэтому заливать бензин более высокого класса, чем нужно — это лишняя трата денег.
Как понять, какой бензин нужен для квадроцикла
- По рекомендации производителя. Обычно в техпаспорте модели указано, какое топливо нужно заливать в бак.
- По степени сжатия двигателя. Эта характеристика тоже есть в техпаспорте. Если степень сжатия ниже 10.5, нужно заливать АИ-92. Для моторов со сжатием 10.5–12.5 подходит АИ-95. Если степень сжатия выше 12, то лучше заправлять квадроцикл АИ-98.
- По способу подачи топлива. На самый крайний случай, если неизвестны ни рекомендации производителя, ни степень сжатия. Для карбюраторных моторов почти всегда подходит АИ-92, а для инжекторных — АИ-95.
Кратко
В большинство современных квадроциклов нужно заливать АИ-95. Если ездить на АИ-92, то в долгосрочной перспективе поршневая группа может выйти из строя. Заправляться АИ-98 можно, но никаких улучшений это не даст, поэтому станет лишней тратой денег. Узнать подходящую марку можно в техпаспорте своей модели.