Новости

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025

Пока не осела вся пыль после Дакара 2025 и впечатления от гонки ещё свежи, думаем, многим будет интересно узнать, как складывалась борьба за титул в самом «народном» классе серийных мотовездеходов SSV.

Дело в том, что на данный момент на Дакаре соревнуются четыре класса четырёхколёсной техники:

  • TRUCKS (грузовики);
  • ULTIMATE (гоночные прототипы машин);
  • CHALLENGER (лёгкие прототипы);
  • SSV (серийные мотовездеходы).

Грузовики и машины класса ULTIMATE не имеют ничего общего с гражданскими аналогами. Класс T3 до 2024 года был представлен в основном прототипами на базе CAN-AM Maverick X3, однако ещё с прошлого Дакара в нём доминирует спортивный прототип TAURUS. А в классе SSV, где соревнуются хоть и сильно модифицированные, но всё-таки серийные мотовездеходы, развернулась борьба между двумя марками: BRP и POLARIS. Как это часто бывает, борьба развернулась и в медиапространстве.

До 2024 года в течение шести лет подряд победу на Дакаре в классе T4 одерживали гонщики на мотовездеходах Maverick X3. Однако время шло, и созданная в 2023 году команда POLARIS FACTORY RACING отправила две свои машины для участия в Дакаре 2024. К тому времени POLARIS RZR PRO R собрал внушительный список трофеев в североамериканских гонках, выигрывая главную гонку Северной Америки BAJA 1000 три года подряд. Однако ни одного Дакара с 2017 года у POLARIS не было. Не думаю, что кто-то всерьёз рассматривал шансы на победу в Дакаре 2024, так как сами гонщики POLARIS FACTORY RACING на гонку не отправились, а добиваться успеха доверили французскому мотогонщику, имеющему опыт участия в Дакаре на мотоцикле — Ксавье Де Сультре. К середине того Дакара стало понятно, что он имеет все шансы на подиум, а ближе к концу марафона Ксавье уже лидировал в общем зачёте класса T4. Даже выданная организаторами пенализация, сократившая отрыв от второго места вдвое, не помешала французу одержать победу. Решающим фактором на том Дакаре стала надёжность: машина француза всё время двигалась, в то время как другие участники периодически останавливались из-за поломок.

В это же время в Северной Америке, главном рынке SSV в мире, стартовал сезон местных гонок, которые большинству американцев намного ближе и понятнее Дакара. И если в главной шоу-гонке последних лет THE KING OF THE HAMMERS POLARIS и CAN-AM со своим новым MAVERICK R разошлись со счётом 1:1, выиграв каждый по одной гонке (Брок Хегер победил в DESERT CHALLENGE, а Кайл Чейни в гонке по скалистым участкам CANAM UTV RACE), то в зачёте UTV OVERALL самой престижной серии оригинальных мексиканских бах

организации SCORE INTERNATIONAL безраздельно властвовала команда Polaris Factory Racing на RZR PRO R. Все четыре гонки серии BAJA были выиграны двумя гонщиками команды с очень большими отрывами от представителей CAN-AM, выступающих на MAVERICK R. Поэтому, когда в августе появилась первая информация о том, что самый талантливый гонщик команды Брок Хегер будет отправлен на Дакар, стало понятно, что борьба между конкурирующими компаниями развернётся на самой главной гонке за пределами Северной Америки.

Для реванша в команду CAN-AM FACTORY RACING на новых мотовездеходах MAVERICK R были призваны четыре топовых гонщика. Причём главные надежды CAN-AM Франциско Лопес и Джереми Гонсалес спустились обратно в класс SSV из более быстрого класса CHALLENGER, в котором действуют менее строгие правила для техники, а разрешённая скорость больше на 10 км/ч. Обычно успешные гонщики переходят в более дорогие классы. Так, в этом году в ULTIMATE из класса CHALLENGER ушли прошлогодняя победительница Дакара Кристина Гутиерес и серебряный призёр Митч Гатри. Однако, понимая, что победа в классе SSV очень важна для BRP в целом и для имиджа MAVERICK R в частности, гонщиков отправили защищать честь марки в более доступный для простых смертных класс. На YouTube-канале CAN-AM вышел ролик ALL IN FOR DAKAR, где был представлен состав звёздной команды и заявлена цель победить на MAVERICK R и вернуть трофей CAN-AM.

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025

В свою очередь маркетологи POLARIS начали свою агрессивную кампанию под лозунгом DEFENDING DAKAR (Защищая Дакар), сняв мини-сериал на YouTube. Стало понятно, что оба бренда с точки зрения имиджа пошли ва-банк.

Для POLARIS задача завоевания трофея усложнялась тем, что Брок Хегер, которого отправили на помощь действующему чемпиону Ксавье Де Сультре, хоть и имел впечатляющий список побед в североамериканских бахах, никогда не участвовал в ралли-рейдах по правилам FIA. То есть для него Дакар был не просто первым, а вообще первым ралли-рейдом с навигацией по роадбуку. Дело в том, что правила организации SCORE INTERNATIONAL, которая проводит оригинальные бахи в Мексике с 1967 года, очень сильно отличаются от правил FIA. Собственно, само прижившееся название «бахи» обязано полуострову BAJA CALIFORNIA в Мексике, где с тех времён, ещё за 11 лет до первого Дакара, ежегодно проводится главная гонка Северной Америки — BAJA 1000.

Роль штурмана в таких гонках значительно проще. Пилоты едут по точному треку, на котором размечены все опасности, и навигационные ошибки практически полностью исключены. Все виды GPS-приборов, спутниковой и радиосвязи разрешены, поэтому значительно меньше штрафов за различные нарушения регламента. У гонщиков даже нет камер контроля от организаторов, как на Дакаре, поскольку контролировать, собственно, нечего. На машинах нет рестрикторов и ограничения максимальной скорости для классов, как в соревнованиях под эгидой FIA, но требования по безопасности для каркасов строже. Также нет никаких нейтрализаций: все заправки и ремонты происходят за счёт спортивного времени. Однако выстроена целая логистическая схема поддержки гражданскими техничками-заправщиками команд, которые движутся параллельно маршруту гонки по асфальту.

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025

Обе компании проводили подготовку к Дакару по-разному. Брок Хегер выиграл в ноябре главный трофей года — BAJA 1000 — и общий зачёт серии по итогам года, причём сделал это уникальным для этой гонки способом. Дело в том, что почти все экипажи заявляют на гонку подменный экипаж, который сменяет основной в какой-то момент. Пока основной экипаж отдыхает, сменный проезжает значительную часть гонки, а затем снова передаёт управление. Однако Брок Хегер в 2024 году решил ехать всю гонку без замены и успешно выиграл её с результатом 18 часов 6 минут. После этого он отправился в Дубай, где встретился с Ксавье Де Сультре, покатался с ним в паре по дюнам на гражданских RZR PRO R и принял участие в промо-дне местного дилера POLARIS.

В то же время в Дубае проходила гонка Dubai International Baja, в которой приняла участие Сара Прайс из CAN-AM FACTORY RACING. Однако из-за технических проблем своего Maverick R она не добилась успеха.

Пролог Дакара сразу показал, что основная борьба развернётся среди гонщиков заводских команд POLARIS и CAN-AM. Первое и третье места заняли гонщики POLARIS — Хегер и Де Сультре, а второе, четвёртое и пятое — Гонсалес, Прайс и Лопес на новых Maverick R. На первом этапе борьба продолжилась в том же составе, однако Прайс выбыла из пятёрки, потеряв 1,5 часа из-за проблем с топливной системой. На втором, двухдневном этапе Дакара все четыре экипажа CAN-AM FACTORY RACING столкнулись с техническими проблемами, а Саре Прайс даже пришлось заночевать в сломанной машине. Она выбыла из борьбы за трофей, но могла продолжать участие в отдельных этапах гонки. Отрыв ближайшего гонщика CAN-AM FACTORY RACING — Лопеса — от лидировавшего Де Сультре из POLARIS составил 2 часа 49 минут.

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025

Начиная с третьего этапа и до конца гонки повторялась одна и та же картина: гонщики CAN-AM FACTORY выигрывали этап, а лидеры общего зачёта из POLARIS — Де Сультре и Хегер — ехали в комфортном темпе, стараясь сохранить машины и не допустить критических ошибок. После того как на четвёртом этапе из гонки выбыл второй гонщик CAN-AM FACTORY, Джереми Гонсалес, стало ясно, что теоретические шансы попасть в призы остаются только у Лопеса. Прайс и Гонсалес выбыли, а Миллер так и не начал ехать быстро.

Тем временем у POLARIS FACTORY тоже было не всё гладко. Де Сультре дважды ломал машину на этапах, потерял суммарно около 2 часов на ремонт, и к предпоследнему, 11-му этапу его отрыв от шедшего третьим Лопеса сократился до 18 минут. Однако Хегер чувствовал себя уверенно на первом месте с отрывом в 1 час 49 минут.

Но на 11-м этапе у Де Сультре начались серьёзные проблемы. Поздно вечером организаторы выписали ему часовой штраф за то, что на 9-м этапе он закрыл снятыми перчатками камеру наблюдения во время остановки. Это отбросило его на третье место. А на спецучастке 11-го этапа у него вышел из строя передний редуктор, что означало сход. В высоких дюнах спецучастка он не смог продолжить движение.

К последнему, 12-му этапу сложилась следующая картина: Хегер выигрывал у Лопеса 2 часа 6 минут, и ему нужно было просто доехать короткий спецучасток длиной 61 км, не сломав машину. Лопесу тоже было что терять: второе место лучше, чем ничего, поэтому геройствовать он не стал и спокойно доехал вместе с Хегером в туристическом темпе, проиграв победительнице этапа из своей команды — Саре Прайс — более 9 минут.

В итоге усилиями победителя американской серии BAJA компании POLARIS действительно удалось защитить Дакар, и маркетологи уже пожинают плоды: медиаресурсы POLARIS смакуют вторую подряд победу и выпустили очередную серию мини-сериала на YouTube.

Спортивные психологи не советуют бурно праздновать победы, так как потом возникает «олимпийский спад» — эмоциональное выгорание. Возможно, поэтому Брок Хегер, без лишних эмоций, сказал, что рад стать победителем, это был хороший опыт, но теперь ему нужно лететь домой на THE KING OF HAMMERS.

Битва гигантов: Polaris против Can-Am на Дакаре 2025