Пока не осела вся пыль после Дакара 2025 и впечатления от гонки ещё свежи, думаем, многим будет интересно узнать, как складывалась борьба за титул в самом «народном» классе серийных мотовездеходов SSV.
Дело в том, что на данный момент на Дакаре соревнуются четыре класса четырёхколёсной техники:
- TRUCKS (грузовики);
- ULTIMATE (гоночные прототипы машин);
- CHALLENGER (лёгкие прототипы);
- SSV (серийные мотовездеходы).
Грузовики и машины класса ULTIMATE не имеют ничего общего с гражданскими аналогами. Класс T3 до 2024 года был представлен в основном прототипами на базе CAN-AM Maverick X3, однако ещё с прошлого Дакара в нём доминирует спортивный прототип TAURUS. А в классе SSV, где соревнуются хоть и сильно модифицированные, но всё-таки серийные мотовездеходы, развернулась борьба между двумя марками: BRP и POLARIS. Как это часто бывает, борьба развернулась и в медиапространстве.
До 2024 года в течение шести лет подряд победу на Дакаре в классе T4 одерживали гонщики на мотовездеходах Maverick X3. Однако время шло, и созданная в 2023 году команда POLARIS FACTORY RACING отправила две свои машины для участия в Дакаре 2024. К тому времени POLARIS RZR PRO R собрал внушительный список трофеев в североамериканских гонках, выигрывая главную гонку Северной Америки BAJA 1000 три года подряд. Однако ни одного Дакара с 2017 года у POLARIS не было. Не думаю, что кто-то всерьёз рассматривал шансы на победу в Дакаре 2024, так как сами гонщики POLARIS FACTORY RACING на гонку не отправились, а добиваться успеха доверили французскому мотогонщику, имеющему опыт участия в Дакаре на мотоцикле — Ксавье Де Сультре. К середине того Дакара стало понятно, что он имеет все шансы на подиум, а ближе к концу марафона Ксавье уже лидировал в общем зачёте класса T4. Даже выданная организаторами пенализация, сократившая отрыв от второго места вдвое, не помешала французу одержать победу. Решающим фактором на том Дакаре стала надёжность: машина француза всё время двигалась, в то время как другие участники периодически останавливались из-за поломок.
В это же время в Северной Америке, главном рынке SSV в мире, стартовал сезон местных гонок, которые большинству американцев намного ближе и понятнее Дакара. И если в главной шоу-гонке последних лет THE KING OF THE HAMMERS POLARIS и CAN-AM со своим новым MAVERICK R разошлись со счётом 1:1, выиграв каждый по одной гонке (Брок Хегер победил в DESERT CHALLENGE, а Кайл Чейни в гонке по скалистым участкам CANAM UTV RACE), то в зачёте UTV OVERALL самой престижной серии оригинальных мексиканских бах
225 л.с.
1997 см3
54 167 руб/мес
организации SCORE INTERNATIONAL безраздельно властвовала команда Polaris Factory Racing на RZR PRO R. Все четыре гонки серии BAJA были выиграны двумя гонщиками команды с очень большими отрывами от представителей CAN-AM, выступающих на MAVERICK R. Поэтому, когда в августе появилась первая информация о том, что самый талантливый гонщик команды Брок Хегер будет отправлен на Дакар, стало понятно, что борьба между конкурирующими компаниями развернётся на самой главной гонке за пределами Северной Америки.
Для реванша в команду CAN-AM FACTORY RACING на новых мотовездеходах MAVERICK R были призваны четыре топовых гонщика. Причём главные надежды CAN-AM Франциско Лопес и Джереми Гонсалес спустились обратно в класс SSV из более быстрого класса CHALLENGER, в котором действуют менее строгие правила для техники, а разрешённая скорость больше на 10 км/ч. Обычно успешные гонщики переходят в более дорогие классы. Так, в этом году в ULTIMATE из класса CHALLENGER ушли прошлогодняя победительница Дакара Кристина Гутиерес и серебряный призёр Митч Гатри. Однако, понимая, что победа в классе SSV очень важна для BRP в целом и для имиджа MAVERICK R в частности, гонщиков отправили защищать честь марки в более доступный для простых смертных класс. На YouTube-канале CAN-AM вышел ролик ALL IN FOR DAKAR, где был представлен состав звёздной команды и заявлена цель победить на MAVERICK R и вернуть трофей CAN-AM.
В свою очередь маркетологи POLARIS начали свою агрессивную кампанию под лозунгом DEFENDING DAKAR (Защищая Дакар), сняв мини-сериал на YouTube. Стало понятно, что оба бренда с точки зрения имиджа пошли ва-банк.
Для POLARIS задача завоевания трофея усложнялась тем, что Брок Хегер, которого отправили на помощь действующему чемпиону Ксавье Де Сультре, хоть и имел впечатляющий список побед в североамериканских бахах, никогда не участвовал в ралли-рейдах по правилам FIA. То есть для него Дакар был не просто первым, а вообще первым ралли-рейдом с навигацией по роадбуку. Дело в том, что правила организации SCORE INTERNATIONAL, которая проводит оригинальные бахи в Мексике с 1967 года, очень сильно отличаются от правил FIA. Собственно, само прижившееся название «бахи» обязано полуострову BAJA CALIFORNIA в Мексике, где с тех времён, ещё за 11 лет до первого Дакара, ежегодно проводится главная гонка Северной Америки — BAJA 1000.
Роль штурмана в таких гонках значительно проще. Пилоты едут по точному треку, на котором размечены все опасности, и навигационные ошибки практически полностью исключены. Все виды GPS-приборов, спутниковой и радиосвязи разрешены, поэтому значительно меньше штрафов за различные нарушения регламента. У гонщиков даже нет камер контроля от организаторов, как на Дакаре, поскольку контролировать, собственно, нечего. На машинах нет рестрикторов и ограничения максимальной скорости для классов, как в соревнованиях под эгидой FIA, но требования по безопасности для каркасов строже. Также нет никаких нейтрализаций: все заправки и ремонты происходят за счёт спортивного времени. Однако выстроена целая логистическая схема поддержки гражданскими техничками-заправщиками команд, которые движутся параллельно маршруту гонки по асфальту.
Обе компании проводили подготовку к Дакару по-разному. Брок Хегер выиграл в ноябре главный трофей года — BAJA 1000 — и общий зачёт серии по итогам года, причём сделал это уникальным для этой гонки способом. Дело в том, что почти все экипажи заявляют на гонку подменный экипаж, который сменяет основной в какой-то момент. Пока основной экипаж отдыхает, сменный проезжает значительную часть гонки, а затем снова передаёт управление. Однако Брок Хегер в 2024 году решил ехать всю гонку без замены и успешно выиграл её с результатом 18 часов 6 минут. После этого он отправился в Дубай, где встретился с Ксавье Де Сультре, покатался с ним в паре по дюнам на гражданских RZR PRO R и принял участие в промо-дне местного дилера POLARIS.
В то же время в Дубае проходила гонка Dubai International Baja, в которой приняла участие Сара Прайс из CAN-AM FACTORY RACING. Однако из-за технических проблем своего Maverick R она не добилась успеха.
Пролог Дакара сразу показал, что основная борьба развернётся среди гонщиков заводских команд POLARIS и CAN-AM. Первое и третье места заняли гонщики POLARIS — Хегер и Де Сультре, а второе, четвёртое и пятое — Гонсалес, Прайс и Лопес на новых Maverick R. На первом этапе борьба продолжилась в том же составе, однако Прайс выбыла из пятёрки, потеряв 1,5 часа из-за проблем с топливной системой. На втором, двухдневном этапе Дакара все четыре экипажа CAN-AM FACTORY RACING столкнулись с техническими проблемами, а Саре Прайс даже пришлось заночевать в сломанной машине. Она выбыла из борьбы за трофей, но могла продолжать участие в отдельных этапах гонки. Отрыв ближайшего гонщика CAN-AM FACTORY RACING — Лопеса — от лидировавшего Де Сультре из POLARIS составил 2 часа 49 минут.
Начиная с третьего этапа и до конца гонки повторялась одна и та же картина: гонщики CAN-AM FACTORY выигрывали этап, а лидеры общего зачёта из POLARIS — Де Сультре и Хегер — ехали в комфортном темпе, стараясь сохранить машины и не допустить критических ошибок. После того как на четвёртом этапе из гонки выбыл второй гонщик CAN-AM FACTORY, Джереми Гонсалес, стало ясно, что теоретические шансы попасть в призы остаются только у Лопеса. Прайс и Гонсалес выбыли, а Миллер так и не начал ехать быстро.
Тем временем у POLARIS FACTORY тоже было не всё гладко. Де Сультре дважды ломал машину на этапах, потерял суммарно около 2 часов на ремонт, и к предпоследнему, 11-му этапу его отрыв от шедшего третьим Лопеса сократился до 18 минут. Однако Хегер чувствовал себя уверенно на первом месте с отрывом в 1 час 49 минут.
Но на 11-м этапе у Де Сультре начались серьёзные проблемы. Поздно вечером организаторы выписали ему часовой штраф за то, что на 9-м этапе он закрыл снятыми перчатками камеру наблюдения во время остановки. Это отбросило его на третье место. А на спецучастке 11-го этапа у него вышел из строя передний редуктор, что означало сход. В высоких дюнах спецучастка он не смог продолжить движение.
К последнему, 12-му этапу сложилась следующая картина: Хегер выигрывал у Лопеса 2 часа 6 минут, и ему нужно было просто доехать короткий спецучасток длиной 61 км, не сломав машину. Лопесу тоже было что терять: второе место лучше, чем ничего, поэтому геройствовать он не стал и спокойно доехал вместе с Хегером в туристическом темпе, проиграв победительнице этапа из своей команды — Саре Прайс — более 9 минут.
В итоге усилиями победителя американской серии BAJA компании POLARIS действительно удалось защитить Дакар, и маркетологи уже пожинают плоды: медиаресурсы POLARIS смакуют вторую подряд победу и выпустили очередную серию мини-сериала на YouTube.
Спортивные психологи не советуют бурно праздновать победы, так как потом возникает «олимпийский спад» — эмоциональное выгорание. Возможно, поэтому Брок Хегер, без лишних эмоций, сказал, что рад стать победителем, это был хороший опыт, но теперь ему нужно лететь домой на THE KING OF HAMMERS.