Статьи

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

Финские снегоходы

Когда мы говорим или где-то слышим словосочетание «финские снегоходы», как правило, речь идет о конкретном бренде — Lynx. Это один из самых крупных и известных производителей не только в Финляндии, но и вообще в мире: технику этой марки можно встретить в любой европейской стране, где есть снег и горы. 

Финские снегоходы

В этой статье мы расскажем о финских снегоходах, которые выпускаются в 2021 году, и сравним их с продукцией двух других брендов — для наглядности. 

Кратко о бренде Lynx

Недавно Lynx отметил полувековой юбилей: компания появилась в 1967 году. Ориентируясь изначально на сегмент рабочей техники (для фермеров и оленеводов Лапландии), производитель попал в точку и сумел надолго закрепиться на рынке, — правда, ориентируясь в основном на внутренний сбыт. 

В 1993 году Lynx поглотила канадская группа BRP (которая уже выпускала снегоходы Ski-Doo). Получается, что с 1993 года у BRP есть два отдельных бренда, выпускающих снегоходы: финский Lynx и канадский Ski-Doo. Глобально их продукция отличается названиями линеек и дизайном. В плане конструкции и технологий все делается практически одинаковым, за небольшими исключениями. А два отдельных бренда просто работают на разные рынки: финский — на Европу, канадский — на Канаду и США.

Обзор линеек финских снегоходов 2021 года

Lynx — бренд очень плодовитый. Он выпускает 8 линеек снегоходов разного назначения: от мощных и резких спортсменов до рабочих лошадок и туристических моделей для новичков. Мы вкратце пробежимся по каждой, сравнивая ее с похожими линейками других известных брендов. 

Commander

Король утилитарников, идеальный для туристов и снегоходчиков-любителей. Крупный и комфортный, широкогусеничный, с мощными двигателями (есть несколько вариантов: от экономичных 95 л.с. до турбированных 150 л.с.). В линейку Commander входит огромное количество моделей с очень разной комплектацией. Если вы хотите выбрать снегоход для разноплановых поездок (и спокойно проехаться по тихому лесу, и притопить по укатанной дороге, и съездить со снастями и запасом провизии на рыбалку-охоту с пассажиром) — скорее всего, вы выберете именно Commander. 

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

Похожих моделей на рынке не очень много, но они есть. Основной и очень серьезный конкурент — Polaris Titan. Эта линейка не такая большая, но тоже включает версии с разной комплектацией и характеристиками, а еще ощутимо дешевле стоит. Как и у Commander, в серию Titan входят одно- и двухместные модели. Явный плюс: некоторые «Титаны» сделаны с явным уклоном под отдельные задачи. Например, Polaris Titan 800 XC 155 и внешне, и по характеристикам сильно похож на чистокровного «горника»: с широкой длинной гусеницей, большим 4.5-сантиметровым грунтозацепом, регулируемой лыжной колеей, мощным двигателем и уменьшенным весом. И наоборот: есть чисто туристический Titan Adventure 800 2022 с широким ветровым стеклом, удобным модульным пассажирским местом и большими багажными отделениями сзади. 

Boondocker

Горные снегоходы — это сегмент, в котором производителям соревноваться сложнее всего. Тут битва идёт не за комфорт и широкую комплектацию, а за чистые характеристики: вес, мощность и чуткость управления.

У Boondocker с этим все отлично: вся линейка — это легкие (весом чуть больше 200 кг) компактные одноместные модели с укороченным тоннелем и 850-кубовыми моторами мощностью в 165 л.с. (почти рекорд среди серийных снегоходов). Имеют узкое спортивное сиденье, спортивные амортизаторы, грунтозацепы до 76 мм, спортивный алюминиевый руль и облегченную конструкцию всего, что можно было облегчить. Между собой модели отличаются шириной и длиной гусениц и отчасти комплектацией. 

Однако еще круче смотрятся «американцы» Polaris. Горных снегоходов у этого бренда намного больше. В первую очередь это огромная линейка RMK, в которую входит несколько подсерий (Pro-RMK, RMK Khaos). 

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

RMK — это одноместный легкий (до 200 кг) снегоход с мощным мотором (800 или 850 «кубов», но в нескольких модельных годах есть и «младшие» 600-кубовые модели), и регулируемой лыжной колеей. Длина гусеницы может быть 3937 мм или 4140 мм, грунтозацеп доходит до 7.6 см. Если обобщить, то линейки RMK и Boondocker сильно похожи и по характеристикам, и внешне, только выбор моделей у Polaris побольше, и стоят они ощутимо дешевле. 

Кроме всемирно известных RMK, у Polaris есть еще одна горная линейка, поменьше и подешевле: SKS. Визуально и по техническим характеристикам они практически близнецы, отличия есть только в конструкции. В первую очередь — у SKS есть дополнительный радиатор, стоит цепная передача вместо ременной, и в центре склизов есть пара дополнительных роликов. Такие незначительные, казалось бы, нюансы делают его более универсальным: уменьшают вероятность перегрева двигателя и снижают трение гусеницы на случай, если снегоход съедет с пухлого глубокого снега на укатанную дорогу, малоснежный или обледенелый участок. 

Rave

Lynx Rave — небольшая, но уже давно (больше 10 лет) существующая и очень интересная серия: это отлично сбалансированные и четко управляемые снегоходы. Они позиционируются как спортивные, но в отличие от более резких и динамичных «горников» не такие узкоспециализированные. Они подходят для снегоходчиков-любителей, в том числе для не-спортивных поездок по неподготовленным маршрутам. Но брать его, конечно, стоит в первую очередь любителям кататься быстро и резко. 

Все «Рейвы» одноместные, короткие (общей длиной чуть больше 3 м), с коротким ветровым щитком и широко расставленными лыжами. Последние несколько лет (после 2019) в линейку входят 2 модификации: с 600-кубовым 125-сильным и с 850-кубовым 165-сильным моторами. Имеют короткую и узкую гусеницу (3487х381 мм) со средним грунтозацепом в 41 мм. 

Теперь сравним с Polaris. Самостоятельной линейки спортивных снегоходов у этого бренда сейчас нет — есть только отдельные модели: 

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

Ценник на обе модели на 10-15% ниже, чем на более раскрученные Lynx, а внешность — более интересная и необычная: оба Indy выглядят футуристично. Весят они 211 и 212 кг соответственно, длину корпуса имеют даже меньшую, чем у Rave: 2972 мм по корпусу. В мощности немного уступают: 125 и 137 «лошадей», однако это объяснимо меньшим объемом двигателя (да и непрофессиональным гонщикам эта разница будет слабо заметна). Привод у обоих моделей цепной вместо ременного у Rave — а значит, более надежный, и не требует замены. 

Теперь про гусеницу: у обеих моделей она имеет параметры 3251х381 мм. Грунтозацеп можно выбирать: 3.17, 3.43 или 3.81 см. Более короткая гусеница (на 10% короче, чем у Lynx Rave) делает Polaris Indy более динамичными: двигатель быстрее прокручивает трак, а значит, и изменение скорости происходит быстрее. 

Xterrain

Кроссоверы — идеальная техника для большинства снегоходчиков из России. Укатанных подготовленных трасс для короткогусеничных снегоходов у нас немного, горные склоны тоже есть разве что на Камчатке. А вот пересеченной местности — сколько угодно. 

И линейка финских снегоходов Lynx Xterrain как раз идеально подходит для таких условий. Это одноместные модели, которые проедут и по глубокому пухляку, и по укатанной до твердого снега дороге. Выпускаются с двумя типоразмерами гусениц — длиной 3705 или 3923 мм. Ширина и грунтозацеп у моделей одинаковые: 406 мм и 51 мм. У дополнительных модификаций Brutal стоят более агрессивные 500-миллиметровые траки с грунтозацепом в 60 мм. 

На модели устанавливаются три варианта двигателей: впечатляющий турбированный 180-сильный (есть не во всех модельных годах), 850-кубовый на 165 л.с., и самый экономичный 125-сильный. 

Конкуренцию Xterrain составляет давно появившаяся — больше 10 лет назад — линейка Polaris Switchback. «Свичбеки» строятся на основе горных моделей, и в отличие от однотипных «Террейнов», получаются более оригинальными. Средний размер у них чуть меньше: от 290 до 307 см у большинства моделей (и 317 см у Switchback Assault), тогда как Xterrain имеют общую длину в среднем 316 или 327 см. Также меньше и длина гусениц: 348 см. С одной стороны  это немного ухудшает проходимость (но ухудшение будет заметно разве что на очень глубоком снегу, в горах), но с другой — делает снегоход более динамичными. 

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

Сиденье у всех версий Switchback спортивное: узкое и короткое. Оно позволяет быстро перекидывать ноги, ездить на полусогнутых или стоя, и удобно цепляться голенями при маневрах. Вместо обычного ветрового стекла стоят либо укороченные (например, у моделей Switchback 800 XCR или 600 XCR), либо ветровые щитки. 

Adventure

До сих пор мы говорили про легкие, мощные и одноместные кроссоверы, которые стоят дорого и подходят скорее для опытных райдеров. Но среди финских снегоходов есть и более доступные любительские модели — это линейка Lynx Adventure. Линейка эта небольшая, и даже обновляется не каждый год: например, в 2019 и в 2022 модельном годах. 

Модели 2019 и 2022 годов практически одинаковые. Это двухместные снегоходы с экономичным 600-кубовым двигателем на 60 «лошадей» — самым простым из всех, что BRP устанавливают на снегоходы. Все модели имеют три режима работы, которые переключаются с руля, и программируемый ключ для ограничения скорости (до 40 или 70 км/ч). 

Пассажирские места несъемные, но имеют спинку и ручки — так что ездить «вторым номером» будет комфортно. Сзади есть огражденная бортами грузовая площадка. 

Немного отличается ширина гусеницы: 381 у модели 2022 года, и 406 мм у модели 2019 года. А вот длина и грунтозацеп одинаковые: 3498 мм и 34 мм.

Несмотря на гордое название (которое переводится как «приключения»), «Адвенчеры» хороши для неспешных поездок по известным несложным маршрутам. Например — по накатанной дороге в лесу. 

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

Теперь сравним с похожей линейкой Polaris Indy. Эта серия кроссоверов — настоящая легенда, которой уже более 40 лет. Еще в 1989 году одна из моделей — Polaris Indy 500 — была признана лучшим снегоходом десятилетия (хотя вышла всего за год до этого, в 1988). Сейчас среди моделей Indy есть и «спортсмены» (Indy XC 137), и «туристы» (Indy Adventure, Indy LXT). Они отличаются характеристиками (например, более длинным траком и более мощным мотором) и комплектацией (есть модели с пассажирским сиденьем или без, с разными ветровыми стеклами, с дополнительными багажными отсеками). 

49, 59 и 69 Ranger

Чистые утилитарники у Lynx представлены сразу тремя линейками: 49 Ranger, 59 Ranger и 69 Ranger. Число указывает на ширину гусеницы: 406 мм, 500 мм и 600 мм, и это главное отличие между «Рейнджерами». Чем шире трак — тем плавнее снегоход поворачивает и тем медленнее слушается руля, но и тем увереннее пробирается через глубокий снег и лучше на нем держится. 

Все три линейки достаточно большие: каждый год они обновляются, и состоят из 2-4 моделей. Самая «молодая» — 59 Ranger: она появилась только с 2021 модельного года. Получается, что ежегодно Lynx выпускает около десятка новых Ranger, и между собой они могут иметь кучу отличий — поэтому приводить точные характеристики мы не будем.  

Большинство «Рейнджеров» — одноместные, но есть несколько двухместных моделей и несколько комплектаций с багажными отделениями или грузовыми площадками. Все модели имеют высокое ветровое стекло, подогревы сиденья и рукояток, и регулировку рулевой колонки. Очень большой выбор по двигателям: только за последние 2 модельных года (2021 и 2022) есть модели с 7 разными моторами. На Ranger ставят как совсем слабые экономичные 60-сильные двигатели, так и турбированные 150-сильные. 

Для разнообразия мы сравним финские утилитарники с нашими российскими, производства «Русская Механика». Этот бренд выпускает несколько утилитарных линеек: «Буран», «Тайга Патруль» и «Тайга Варяг». 

Финские снегоходы Lynx: обзор модельного ряда

Самая простая и доступная из линеек — «Буран», производимая еще с советских времен. Это двухместные снегоходы с одной лыжей и двумя гусеницами (общей шириной 760 мм, длиной от 2788 мм до 3685 мм и с грунтозацепом 17.5 мм). Все модели имеют высокое ветровое стекло, спинку у пассажирского места и широкие подножки по всей длине. У части моделей («Буран Лидер» с короткой и с длинной базами) есть огражденная бортами грузовая площадка. Двигатели у линейки экономичные: 27, 29 или 34 л.с. 

Снегоходы линейки «Варяг» (и все остальные модели) уже имеют привычную компоновку — пара лыж + одна гусеница. Передняя подвеска телескопическая, что особенно хорошо для работы, неспешных поездок и новичков. Снегоходы с такой подвеской плавнее управляются и лучше защищены от всего, что можно не заметить под снегом (кирпич, пень, большой кусок льда). В линейку в 2021 году входят три модели: 43-сильный Варяг 500, 55-сильные Варяг 550 и Варяг 550 V. Все они двухместные, с грузовыми площадками сзади и большим ветровым стеклом. Ширина гусеницы 500 мм, что тоже положительно влияет на управляемость: снегоход сложнее завалить на бок, и он увереннее проходит по глубокому рыхлому снегу. 

В линейку «Патруль» входят тоже три снегохода (550 SWT, 551 SWT и 800 SWT). Они отличаются сверхширокой гусеницей (шириной 600 мм) и более мощными двигателями — 55 или 60 л.с. В остальном — это почти те же «Варяги», только чуть крупнее и тяжелее.

Стоит ли брать финский снегоход

С одной стороны — премиальные финские снегоходы по характеристикам превосходят (сильно или не очень) своих конкурентов. Но это не значит, что покупать нужно только их, потому что: 

  • цены на аналогичные модели от менее распиаренных брендов меньше, иногда в несколько раз;
  • цены на обслуживание и аксессуары — тоже ниже;
  • во многих случаях максимальные характеристики не нужны (исключение составляют разве что спортивные снегоходы, если покупать их для профессиональных соревнований), и не обязательно за них переплачивать. 

Что в итоге: для большинства любителей обычно выгоднее и удобнее иметь не навороченный финский снегоход, а что-то более простое и распространенное в нашей стране. Но если бюджет позволяет — конечно, модели от Lynx брать стоит: свой немаленький ценник они оправдывают.